ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра «Наземные транспортно-технологические системы»

История кафедры автомобилей и тракторов

Кафедра «Автомобили и тракторы»,  вошедшая в состав кафедры НТТС в 2014г. была одной из старейших кафедр университета, она была создана в апреле 1944 года через два года после начала учебных занятий во вновь созданном первым на Алтае техническом вузе, образованном на базе эвакуированного Запорожского машиностроительного института.

К осени 1942 года были укомплектованы все 5 курсов института и, в том числе, 4-й курс по «Автотракторной» специальности. На первые 3 курса были зачислены 77 студентов Московского автомеханического института МАМИ, которые составили ядро контингента автотракторного факультета.

Первым заведующим кафедрой был Игорь Борисович Барский — выпускник бронетанковой академии и аспирантуры МАМИ, впоследствии д.т.н., профессор, автор ряда монографий и учебников по расчету и конструированию тракторов; по существу — основоположник кафедры.

Это было тяжелое время. Шла война. Жизнь и учеба впроголодь в неотапливаемых помещениях, работа на сборке трактора из утиля, чтобы вспахать поле под картошку для студенческой столовой, заготовка дров. Каникул нет – работа на уборке урожая или в подсобном хозяйстве. И тем не менее, студенты активно участвуют в общественной жизни института: Ибрагимов А. и Майданский Я. — поочередно возглавляют комитет ВЛКСМ, Толчинский Н. – бессменный редактор институтских стенгазет, Троицкий Б. – организатор художественной самодеятельности, Владимиров А. – руководитель оркестра народных инструментов.

Выпуск первого набора успешно прошел осенью 1944 года. Молодые специалисты уехали восстанавливать Харьковский тракторный завод, строить Липецкий и Владимирский тракторные заводы, а часть из них была направлена для работы на промышленные предприятия Алтайского края, причем потребность в инженерах-механиках в послевоенный период была настолько велика, что выпускники кафедры успешно работали не только на предприятиях автотракторного направления, но и на различных машиностроительных заводах. Вот имена первых выпускников «Автотракторной» специальности: М. Бандуровская, Ф. Белецкая, Н. Борисенко, Л. Гольберг, А. Дармодехия, И. Жоголев, А. Ибрагимов, В. Мацковский Ф. Полякова, Н. Скрипец, П. Склянникова, Н. Толчинский, Б. Троицкий.

В послевоенное время студенческая аудитория почти полностью была представлена людьми в защитных гимнастерках и звенела орденами и медалями. Почти все учились напористо и страстно. Примечательно, что многие из демобилизованных из рядов Красной Армии, впоследствии стали незаурядными инженерами, крупными специалистами в своей отрасли.

Лекции по основным дисциплинам читали: И.В. Варшавский, Л.П. Леонов, Л.Г. Зальманов, В.Ф. Соляник, И.В. Бургсдорф, А.Л. Цеймах.

В 1946 г. И.Б. Барский уезжает в Москву и на заведование кафедрой приглашается киевский профессор Александр Петрович Ланге — заслуженный деятель науки и техники, специалист в области тепловых процессов двигателей. Александр Петрович увлекался, в основном, доводкой рабочих процессов двигателей. В июле 1951 года научным целям был посвящен автопробег по Горному Алтаю во главе с заведующим кафедрой АТ профессором А.П. Ланге. Были проведены исследования проходимости автомобилей в горных условиях.

В 1947 году для работы на кафедре оставляют выпускников – А.И. Владимирова, а за ним В.В. Макарова.

Весьма остро встал вопрос о повышении квалификации молодых преподавателей. Первым в аспирантуру МАМИ к профессору Д.К. Карельских поступил Н.А. Толчинский (1949 г.), а за ним уехал в Ленинград А.И. Владимиров (1950 г.). Из числа выпускников 1952 года в институте были оставлены Е.М. Каплинский и Е.А. Свистула.

За время работы кафедры более двух тысяч ее выпускников ушли работать на тракторные, автомобильные, моторостроительные заводы страны, в научно-исследовательские и учебные вузы. Среди них много директоров заводов, главных конструкторов, ведущих специалистов, научных работников. Это М. Воронин — генеральный директор Алтайского моторостроительного производственного объединения, В. Кузьмицкий — директор Павлодарского тракторного завода, П. Куксов — директор Алтайского завода топливной аппаратуры, В. Поташев – директор моторного завода  КАМАЗ, В. Толстов – директор завода Алтайсельмаш, Б. Кругов – главный конструктор АТЗ, С. Голик – главный конструктор Норильского комбината, В. Горбов — главный конструктор завода Алтайсельмаш, В. Дочкин — главный конструктор Кишиневского тракторного завода, М. Минченко — главный конструктор АТЗ, В. Лемешко — главный конструктор Тульского комбайнового завода, О. Назаров, Лауреат Ленинской премии — главный конструктор завода Трансмаш, Ю. Русаков — главный конструктор Барнаульского станкозавода, Я. Майданский – главный технолог завода Трансмаш, В. Мацковский – главный механик Минского тракторного завода, А. Владимиров – заместитель директора по ИУР Одесского филиала НАТИ.

23 мая 1952 года приказом по главному управлению машиностроительных ВУЗов директором института и заведующим кафедрой «Автомобили и тракторы» назначается к.т.н., доцент Константин Дмитриевич Шабанов — специалист в области трансмиссий самоходных машин, автор монографий «Многопоточные трансмиссии транспортных машин».

С 1955 года определяется направление научно-исследовательских работ кафедры – гусеничные ходовые системы тракторов. Инициатором этих работ становится старший преподаватель Н.А. Толчинский, сплотивший группу преподавателей и сотрудников кафедры. Выполняются первые теоретические расчеты; на оборудовании, разработанном на кафедре, проводятся стендовые испытания в лабораторном корпусе института на улице Пролетарской, 51. Большую помощь в изготовлении первых стендов, а затем и необходимых устройств и приспособлений оказала кафедра «Технологии машиностроения» в лице заведующего мастерскими В.А. Ласкина и учебных мастеров А.И. Иванова и А.К. Ивашова.

В 1958 году в совхозе «Подстепновский» Ребрихинского района успешно прошли первые полевые испытания гусеницы с резинометаллическими шарнирами (РМШ).

Шло время, мужал институт, необходимо было решать кадровые вопросы крупнейшего вуза края.

Традицией становится укомплектование штата кафедры наиболее способными и перспективными выпускниками. Так, кроме вернувшихся из аспирантуры А.И. Владимирова и Е.А. Свистулы были приглашены В.А. Целищев, А.Е. Якименко, Ю.Н. Барсуков, Л.Н. Беседин.

Приход в 1958 году на заведование кафедрой профессора В.А. Каргаполова укрепил творческую атмосферу молодого коллектива, тем более, что наличие профессора давало право на собственную аспирантуру.

В 1963 году В.А. Каргополов — Лауреат государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, один из создателей первого отечественного гусеничного трактора СХТЗ, назначается генеральным директором НАТИ.

Руководителем кафедры и аспирантуры становится к.т.н., доцент Н.А. Толчинский. Им был развернут комплекс работ по повышению технико-экономических показателей тракторов за счет совершенствования их гусеничных систем.

Эта работа велась в направлении исследования кинематики и энергетики гусеничных цепей с РМШ, напряженно-деформированного состояния резиновых элементов, работы гусеничного зацепления, влияния гусениц с РМШ на динамическую нагруженность гусеничной цепи и трансмиссии, объемного напряженного состояния звеньев гусениц, а также создания современных методов расчета резинотехнических изделий.

Все аспиранты — Е.М. Каплинский, В.С. Звездаков, В.А. Целищев, Ю.Н.  Барсуков, А.Е. Якименко, В.А. Дружинин, В.Ф. Стародубцев, А.Н. Гулак, Т.Н. Евсюкова, Л.Н. Беседин успешно защитили кандидатские диссертации. Кроме того, А.Е. Якименко прошел длительную стажировку при ЛГУ, А.И. Гулак — при Академии Наук СССР, а В.А. Дружинин, после завершения аспирантуры под руководством профессора Э.Э. Лавендела в Рижском политехническим институте — при университете в городе Провиденс штата Род Айленд США. Таким образом, на кафедре сформировался сильный научно-педагогический коллектив со 100% остепененностью.

Многие годы на кафедре трудились, внеся большой вклад в ее становление, участники Великой Отечественной войны, к.т.н., доценты Каплинский Е.М.и Свистула Е.А. Студенты и сотрудники кафедры сохранили добрую память о лаборанте кафедры Анне Степановне Куранда, проработавшей на кафедре более 30 лет.

В начале 70-х годов в связи с острой проблемой низкой долговечности гусеничных цепей состоялось знаковое для кафедры совещание у Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина, посвященное решению этой проблемы, в том числе и за счет глубокой проработки вопроса перспективы использования гусениц с резинометаллическими шарнирами.

С 1974 года кафедра была включена во всесоюзную программу по разработке новых гусеничных систем, проводимой в соответствии с протоколом Совета Министров СССР № 511 от 19.02.73 и соответствующего приказа № 91 от 09.04.73 Минтракторсельхозмаша, совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями страны НАТИ, ВНИИТМ, СФ НИИРП и тракторными заводами ВгТЗ, ХТЗ, АТЗ, что обеспечило относительно стабильное финансирование и возможность внедрения разработок в производство. С этого года работы кафедры получают признание на отраслевом и союзном уровне, подтверждением чему стало проведение на базе АПИ общесоюзного семинара по разработкам гусениц с РМШ.

На кафедре, в общей сложности, в содружестве с АНИТИМом (при участии А.П. Полуденного, решившего проблемы отливки звеньев повышенной точности), были спроектированы, изготовлены, собраны и испытаны более 15 вариантов гусениц с РМШ для тракторов различной мощности от 54 до 200 л.с.

В 1980 году профессор Н.А. Толчинский — автор 25 изобретений в области гусеничных ходовых систем стал Лауреатом конкурса «Лучший изобретатель края», Лауреатом премии им. И.И. Ползунова. За разработку долговечных гусениц коллективу кафедры были присуждены серебряная и бронзовая медали ВДНХ СССР. Молодые сотрудники кафедры В.Дружинин, А. Гулак, В. Комаров и Д. Костин стали Лауреатами премии Ленинского комсомола Алтайского края.

С 1979 года к руководству кафедрой (в хронологическом порядке) приходят молодые кадры к.т.н., доцент В.А. Целищев, к.т.н., доцент А.Е. Якименко, к.т.н., профессор В.А. Дружинин.

Каждый вносит свой посильный вклад в дальнейшее развитие кафедры, совершенствование учебного процесса, создание новых лабораторий и освоение новых учебных площадей.

Хорошей школой для студентов специальности стало участие в работе отряда механизаторов «Земляне», ежегодно обеспечивавшего уборку зерновых в совхозе «Современник» Залесовского района.Алтайского края. Создателем и постоянным руководителем отряда являлся А.И. Гулак.

На стройках столицы Узбекистана, разрушенного землетрясением в 1966 году, трудился автомобильный отряд машиностроительного факультета АПИ, командиром которого был А.Е. Якименко.

В.А Дружинин в течение 3-х лет возглавлял студенческие строительные отряды института, которые в летний период работали на многих промышленных и сельскохозяйственных объектах Алтайского края.

Кафедрой поддерживаются творческие связи со Всесоюзным тракторным научно-исследовательским институтом, институтом резиновой промышленности, крупнейшими тракторными заводами страны, с родственными кафедрами многих учебных ВУЗов.

Большой объем накопленной научной информации послужил хорошей базой для привлечения к научно-исследовательской работе студентов специальности, завершающейся защитой дипломных проектов и подготовкой к учебе в аспирантуре.

В 1986 году научным руководителем работы аспирантов по специальности «Колесные и гусеничные машины» становится к.т.н., профессор В.А. Дружинин. Под его руководством выполнены и защищены аспирантами, выпускниками кафедры АТ, Залесовым Е.А., Коростелевым С.А., Вербиловым А.Ф., Горбачевым А.В. кандидатские диссертации, связанные с оптимизацией параметров ходовой части гусеничного трактора и далее уже под совместным руководством с к.т.н., доцентом Коростелевым С.А. – диссертация Каширского Д.Ю.

На кафедре действуют учебные лаборатории, дисплейный класс с выходом в Internet, специальная лаборатория по технологии и производству резинотехнических изделий, созданная при непосредственном участии профессора Дружинина В.А., руководство хоздоговорной деятельностью которой, в связи с безвременной кончиной В.А. Дружинина, осуществляется в настоящее время к.т.н., доцентом С.А. Коростелевым.

Качественная базовая подготовка выпускников кафедры позволяет им также успешно трудится в своем вузе. Ряд ведущих кафедр АлтГТУ укомплектованы выпускниками кафедры АТ.