День преподавателя высшей школы: Виталий Соловьев
Продолжаем рубрику #ПосмотриСДругойСтороны и рассказываем о старшем преподавателе кафедры «Информационные технологии» Виталии Андреевиче Соловьеве.
За тягой к знаниям
После окончания специалитета Виталий Андреевич решил продолжить свое образование — получить второе высшее. Работа в университете предоставила ему уникальную возможность совмещать учебу и профессиональную деятельность. На тот момент он еще не преподавал — был инженером на кафедре. Однако именно эта работа открыла перед ним двери в мир науки и образования.
Постепенно магистратура, аспирантура и участие в различных интересных проектах по разработке устройств, как со студентами, так и с коллегами, затянули его в преподавание. Теперь это неотъемлемая часть его жизни. Виталий Андреевич Соловьев часто говорит: «Преподавание — это не просто передача знаний, это возможность зажечь искру в глазах студентов и помочь им открыть для себя мир науки».
Через возможность преподавать он влияет на жизнь студентов, помогает им развивать критическое мышление, творческий подход и любовь к знаниям. Виталий Андреевич стремится создать атмосферу, в которой студенты могут задавать вопросы, исследовать и находить собственные ответы, таким образом передавая ту самую искру тяги к знаниям дальше.
Открытость к новому
Виталий Андреевич из тех людей, которые всегда стремятся к новым открытиям. Сейчас его внимание привлекло освоение работы на швейной машинке. Этот процесс позволяет ему погрузиться в мир творчества и рукоделия, где каждый стежок становится шагом к новому навыку. Своим примером он показывает, что обучение не ограничивается лишь стенами учебного заведения, а продолжается в каждой детали повседневной жизни.
Наставник
Виталий Андреевич всегда стремится помочь студентам и раскрыть их потенциал. Он убежден, что истинная педагогика заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для роста и самореализации. Этот подход является основой его преподавательской деятельности на кафедре. Он активно вовлекает студентов в научные и коммерческие проекты, предлагая задачи, соответствующие их уровню знаний и интересам. Он убежден, что именно такой подход позволяет каждому студенту найти свое место в мире технологий.
«Тот, кто проявляет интерес, на практике получает опыт разработки устройств и систем совместно с преподавателями. Некоторые студенты предлагают свои идеи, участвуют в грантовых конкурсах, получают финансирование на дальнейшую разработку. Например, мой дипломник Артем Каменев уже со второго курса начал заниматься профессиональными разработками. Дипломную работу мы начали с ним делать с третьего курса. Отличный программист, схемотехник, электронщик. Сейчас успешно работает в области разработок ПО и различных ИТ-систем. Когда у человека есть явный талант, важно поддержать, помочь развитию», — говорит преподаватель.
Студенты удивляют
«Сентябрь, первое занятие у первого курса. Я начинаю рассказывать, как будут проходить лабораторные работы, делюсь общими сведениями. В общем, настраиваю студентов на долгий и продуктивный учебный год. Постепенно перехожу к объяснению первой лабораторной работы. Пытаясь быть максимально понятным, подробно разбираю каждый шаг, чтобы никто ничего не упустил. Наконец, дело доходит до переклички. Я называю каждого студента, проверяя присутствие.
После того, как я закончил, спрашиваю: «Всех ли назвал?» В этот момент встает один студент с таким серьезным лицом, смотрит на меня и говорит: «Извините, но я перепутал аудиторию».
Все начинают смеяться, а я думаю: надеюсь, он не перепутал и свою специальность тоже!».
Что для вас значит быть преподавателем высшей школы в России сегодня?
Ответственность за развитие научно-технического потенциала страны.