ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Их руками создавался политехнический. Тихон Васильевич Ершов

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ИНЖЕНЕР

Тихон Васильевич Ершов родился 26 июня 1906 г. в деревне Темненево Тульской губернии. С 14 лет работал на Тульском оружейном заводе, где вступил в комсомол и вскоре стал секретарем комсомольской ячейки инструментального цеха. В 1921 г. поступил в школу ФАП заводских ученичеств по слесарному делу, технологии металлов, общетехническому делу при заводе, которую окончил в 1926 г., получив квалификацию слесаря 6 разряда. В 1927 г. вступил в коммунистическую партию. В том же году поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. После успешного окончания МВТУ молодой специалист был направлен на Горьковский завод фрезерных станков конструктором. В то время отечественное машиностроение только зарождалось, и все инженерные должности на этом предприятии занимали иностранные специалисты. Т.В. Ершов был первым советским инженером на заводе. Он принял самое деятельное участие в создании вертикально-фрезерных станков типа 6Н80. В 1935 г. Тихон Васильевич был назначен преподавателем кафедры технологии машиностроения Бежицкого института транспортного машиностроения, затем доцентом. Он читал студентам курс «Допуски и посадки, режущие инструменты, технология машиностроения» – в этом направлении наука только, только начинала развиваться.

В начале Великой Отечественной войны Тихон Васильевич был ответственным за эвакуацию на Урал (Нижний Тагил) профессорско-преподавательского состава, оборудования и библиотеки Бежицкого института транспортного машиностроения. В 1942 г. защитил кандидатскую диссертацию в Уральском индустриальном институте, научные разработки которой были рекомендованы для промышленного внедрения и вошли как составная часть таблиц по резанию металлов. Им проводились исследования по созданию технологий обработки новых броневых сталей. Находясь на Урале, Т.В. Ершов совмещал преподавательскую деятельность в институте с большой исследовательской работой на оборонном заводе (Свердловск). Весной 1944 г. институт был возвращен из эвакуации в Бежицу (Брянск). С окончанием Великой Отечественной войны вернулись с фронта бывшие ученики Тихона Васильевича – Михаил Кондаков, Николай Козырев, Петр Алексеев, Владимир Обухов, Анатолий Памфилов, Дмитрий Медведев и др., которые впоследствии защитили кандидатские диссертации под руководством своего учителя. В 1952 г. Тихон Васильевич Ершов был командирован Министерством высшего образования СССР на работу в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения АлтГТУ им. И.И. Ползунова) деканом механико-технологического факультета и заведующим кафедрой технологии машиностроения, которой заведовал более 20 лет, в те годы одной из лучших кафедр вуза. В 1953 г. он назначен заместителем директора института по учебной и научной работе, до 1965 г. − проректор по учебной работе. Отдавая много сил, времени и умения для развития института, Тихон Васильевич занимался проблемами формирования коллектива преподавателей, большое внимание уделял становлению вузовской научной библиотеки.

НАУЧНАЯ ШКОЛА ТИХОНА ЕРШОВА

Т.В. Ершов создал научную школу по финишной обработке деталей машин, исследованию процессов алмазно-абразивной чистовой обработки и обработки деталей методом пластической деформации в холодном состоянии. Кафедра приступила к выполнению госбюджетных исследовательских работ, заключались хозяйственные договора с ведущими заводами края. На заводах «Трансмаш», моторном, АЗА внедрялись передовые технологические процессы суперфиниширования и хонингования алмазными брусками деталей двигателей, что значительно повышало их качество и долговечность. Под его руководством преподаватели кафедры в 1970−1971 гг. разработали и внедрили на АЗА технологию чистового фрезерования чугунных деталей торцевыми фрезами, что дало большой экономический эффект. С 1961 г. на кафедре была открыта собственная аспирантура очной и заочной форм обучения под руководством Т.В. Ершова. Им было подготовлено более 20 кандидатов технических наук, среди которых Н.А. Шмаков, Л.Н. Лукин, Р.И. Ковалова, Т.А. Аскалонова, В.Д. Гончаров и др., внесшие существенный вклад в развитие машиностроения. Большая работа проводилась Тихоном Васильевичем по созданию материально-технической базы кафедры. Были созданы хорошо оснащенные лаборатории, позволяющие вести учебный процесс и научно-исследовательские работы преподавателям, аспирантам, студентам.

Доцент Ершов, будучи высококвалифицированным педагогом, имел славу одного из лучших лекторов института, передавая слушателям свои обширные и глубокие знания, опыт, любовь к профессии, постоянно читал лекции на заводах края. Он всегда был в гуще событий, вел разностороннюю общественную работу, пользовался высоким авторитетом и уважением среди коллег и студентов, ценивших его не только как крупного специалиста, но и как простого душевного человека, готового всегда прийти на помощь.

В «Летописи Барнаула» от 7 июля 1966 г. сообщалось, что «поздравить с 35-летием научной деятельности своего учителя, кандидата технических наук Т.В. Ершова в АПИ пришли инженеры нескольких заводов города. Почетному технологу моторного завода бывшие студенты подарили резец высочайшей закалки». Его труд был отмечен правительственными наградами: орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За доблестный труд» и др., республиканским знаком почета «Победитель социалистического соревнования» (1973 г.), многочисленными почетными грамотами. Портрет Т.В. Ершова был помещен на Доску почета г. Барнаула.

Передав руководящие должности своим ученикам, Тихон Васильевич до последних дней жизни продолжал преподавательскую деятельность, щедро делясь своими богатейшими знаниями с будущими инженерами-технологами. В молодости он увлекался борьбой, позднее – шахматами, был заядлым рыболовом, «поглощал» большое количество периодики, художественной литературы.

170 ЛЕТ – ТРУДОВОЙ СТАЖ ДИНАСТИИ ЕРШОВЫХ

Дело уникального учёного и человека продолжили его дети и внуки. Многие из них связали свою жизнь с Алтайским политехническим институтом (ныне АлтГТУ им. И.И. Ползунова), получили инженерное образование по специальности «Инженер-механик». Общий трудовой стаж династии Ершовых составляет 170 лет.