ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

История АлтГТУ им. И.И. Ползунова

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова ведет отсчет своей истории с декабря 1941 г., когда в Барнаул был эвакуирован Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря. В самом начале войны студенты-пятикурсники были выпущены инженерами без защиты дипломных проектов, третий и четвертый курсы переведены в военно-артиллерийскую академию им. Дзержинского, а большинство студентов младших курсов ушли в действующую армию. Эвакуация проходила под бомбежкой, когда к городу уже подходили вражеские войска, поэтому из институтского оборудования удалось вывезти немного. Кроме того, в пути несколько вагонов с имуществом вуза затерялись, не добравшись до места назначения, позднее их обнаружили на Урале и в Ташкенте. В город на Оби прибыло несколько десятков студентов, 12 преподавателей и всего два вагона с оборудованием и немногими учебниками. По существу, институт в Барнауле возрождался заново. Небольшой коллектив во главе с директором Л.Г. Исаковым сделал все возможное, чтобы учебный процесс в кратчайшие сроки восстановился. Большую помощь институту оказали местные органы власти. В Алтайском крае в то время разместилось более 100 предприятий, учреждений, несколько вузов, перемещенных из западных регионов страны, десятки тысяч эвакуированных. Барнаул, тогда небольшой город, располагал весьма ограниченными возможностями, каждый метр жилых и производственных помещений находился на учете, и все же институту было оказано всестороннее содействие. Распоряжением Барнаульского горсовета депутатов трудящихся машиностроительному вузу для занятий было предоставлено недостроенное здание школы №5, а для размещения профессорско-преподавательского состава – строившийся деревянный дом и барак. Местное педагогическое училище поделилось оборудованием и приборами для физического, химического, военного и спортивного кабинетов, а также небольшим количеством мебели. Помещения достроили и оборудовали сами студенты и преподаватели: настлали полы, поставили железные печки-времянки, утеплили окна, провели электричество, поставили в аудиториях столы, скамьи и просто школьные парты.

По воспоминаниям участников и очевидцев тех событий, первая военная зима была суровой, не хватало дров и угля, в аудиториях было холодно и дымно, однако все это не помешало началу занятий. 23 января 1942 г. был издан первый приказ по Барнаульскому машиностроительному институту (именно так вуз именовался во всех официальных документах до конца 1943 г.) о зачислении преподавателей на штатные должности. Были образованы два факультета: механико-технологический со специальностями: «Технология машиностроения», «Литейное дело и машины литейного производства» и сельскохозяйственного машиностроения. На семи кафедрах насчитывалось 27 преподавателей, к лету 1942 г. число кафедр увеличилось до 12, а преподавателей − до 35. В январе был осуществлен набор студентов машиностроителей; на вечернее отделение зачислены 165 человек, в основном молодые рабочие барнаульских заводов. 23 февраля 1942 г. начались учебные занятия. В марте того же года на первые три курса машиностроительного института были зачислены студенты Московского автомеханического института, ранее эвакуированные в г. Миасс Челябинской области. 77 студентов-москвичей и несколько преподавателей, приехавшие весной в Барнаул, положили начало автотракторному факультету вместо факультета сельскохозяйственного машиностроения.

Учебный процесс осуществляли кафедры механики, сопротивления материалов и деталей машин, технологии металлов и металловедения, технологии машиностроения, энергетики и автотранспортного дела, начертательной геометрии и графики, марксизма-ленинизма, математики, физики, химии, иностранных языков, военной подготовки и физкультуры. Основу преподавательского коллектива составили педагоги, эвакуированные из Запорожья. Кандидат технических наук, доцент Н.А. Говоров (родной брат маршала Советского Союза Говорова) возглавил, как и прежде, кафедру деталей машин и стал деканом механико-технологического факультета. Доцент В.П. Ильяшенко заведовал кафедрой технологии металлов и металловедения, доцент А.И. Гурвич − кафедрой сопротивления материалов (одновременно он руководил научной работой в институте), старший преподаватель Л.П. Леонов – кафедрой физики и математики. Весной 1942 г. на кафедру начертательной геометрии и графики был принят эвакуированный из Москвы инженер А.Е. Филимонов, проработавший в алтайском вузе более 40 лет. В июле из Ташкента приехал преподаватель ЗМИ кандидат технических наук, доцент В.Ф. Соляник, многие годы руководивший кафедрой механики. Непродолжительное время ряд кафедр возглавляли профессора, прибывшие из Москвы и Ленинграда.

Институту повезло с руководителем: с 1942 по 1953 гг. его директором работал Леонид Георгиевич Исаков, инженер-химик по специальности. Хороший организатор, требовательный педагог, он пользовался уважением в коллективе за компетентность и высокие человеческие качества. Участник Гражданской войны, он был награжден за храбрость и мужество орденом Трудового Красного Знамени и именным оружием. Работа Л.Г. Исакова в вузах Запорожья и Барнаула также отмечена высокими наградами – орденом «Знак Почёта» и медалью За трудовую доблесть».