1947−1959 гг. — время реконструкции Алтайского машиностроительного института, превращения его из маленького провинциального вуза в крупное учебное заведение всесоюзного масштаба. Потребность в специалистах на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения ощущалась особенно остро и поэтому в сентябре 1947 г. Алтайский машиностроительный институт вместе с тремя вузами был преобразован в Институт сельскохозяйственного машиностроения. Определились факультеты: тракторостроительный со специальностями «Тракторостроение и автомобилестроение», литейного производства со специальностью «Машины и технология литейного производства» и сельскохозяйственного машиностроения со специальностями «Сельскохозяйственные машины» и «Тех- нология машиностроения». В ноябре институту передали вечернее отделение Московского заочного института металлопромышленности, находящееся в г. Рубцовске. Чуть раньше, в сентябре, был организован дополнительный набор 25 студентов по специальности «Сельскохозяйственное машиностроение», а в январе следующего года сформировались кафедры сельскохозяйственного машиностроения и литейного производства.
ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗА − КАДРЫ
За 12 лет количественно и качественно вырос научно-педагогический персонал, увеличился контингент студентов, улучшилась учебно-производственная база. Руководство института последовательно решало трудную задачу создания стабильного коллектива преподавателей и сотрудников, качественного набора студентов. Маленький вуз в сравнительно небольшом сибирском городе, каким тогда был Барнаул, имел ограниченные возможности для приглашения квалифицированных специалистов из других регионов страны, поэтому руководство взяло курс на формирование кадров преподавателей из числа своих выпускников. В 1948−1949 учебном году штат преподавателей был заполнен на три четверти, при этом около четверти их состава были совместители. Более половины преподавателей имело небольшой стаж вузовской и педагогической работы вообще. Из заведующих кафедрами лишь 5 имели ученое звание доцента. В 1949 г. кандидатскую диссертацию защитил А.П. Ланге, в годичную аспирантуру были откомандированы Н.А. Толчинский, Д.Н. Йоков, в заочную аспирантуру поступили Б.Б. Троицкий и Е.Г. Головня. В следующем году аспирантами стали А.И. Владимиров и А.Т. Болгов. Вернулся в институт после окончания аспирантуры Ф.В. Родин, приехали кандидаты технических наук П.М. Полянский и И.С. Стариков. На должность старшего преподавателя был приглашен опытный инженер-литейщик Б.И. Шипилин. В 1951−1952 учебном году 13 преподавателей работали над диссертациями или сдавали кандидатские экзамены. Из выпускников 1952 г. в вузе остались Г.П. Вертоградова, Е.М. Каплинский, Е.А. Свистула, Н.В. Чупарев. В следующем году в коллектив преподавателей влились еще 15 человек из выпускников, производственников и поступивших по конкурсу. До весны 1952 г. директором института работал Л.Г. Исаков, его заместителем: по учебной и научной работе – И.В. Бургсдорф, по хозяйственной части Г.З. Мальцев, участник Великой Отечественной войны. Профессор Т.А. Животовский возглавлял вечерний факультет в Рубцовске, деканами факультетов в Барнауле были А.В. Гандлер и Л.П. Леонов 20 мая 1952 г. директором института был назначен доцент К.Д. Шабанов. С апреля 1953 г. по январь 1955 г. заместителем директора по учебной и научной работе был В.Ф. Соляник, затем его сменил в этой должности доцент Т.В. Ершов, приехавший в Барнаул в 1952 г. На начало 1956−1957 учебного года штат преподавателей составлял 86 человек, 22 из них имели ученые степени и звания. Из 17 заведующих кафедрами 11 были доцентами и кандидатами наук.
Большую работу вели учебные мастера и заведующие мастерскими В.А. Ласкин, П.И. Бельков, П.С. Мешалин, М.Ф. Широков, А.С. Перевалов, А.К. Ивашев. В 1957−1958 гг. в институте работало 115 специалистов с высшим образованием. И все же, к 1959 г., когда наступил новый этап в развитии института, в его штате не хватало 26 преподавателей, а из 18 заведующих кафедрами 5 не имели ученых званий и степеней.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Развитие учебно-производственной базы института сдерживалось все еще недостаточной площадью помещений. Институт размещался в шести зданиях, пять из которых были с печным отоплением. Новые лаборатории и учебные кабинеты создавались с большим трудом. К примеру, в 1949−1950 гг. были организованы две лаборатории − одна в бывшей аудитории, другая − в чердачном помещении. Подобным образом были расширены кабинеты механики и графики, механическая и слесарная мастерские, лаборатории оптики и электроники. Лабораторные занятия проводились иногда даже в институтской котельной. Общая площадь аудиторного фонда в 1952 г. не превышала 616 кв. метров, поэтому часть лекций и семинаров проводилась в лабораториях и коридорах, разделенных перегородками. К своему десятилетнему юбилею институт располагал 18 учебными кабинетами и лабораториями. Все возможности по созданию новых лабораторий были уже исчерпаны. Своими силами построили гараж, павильон для сельскозяйственных машин, кузницу. В Рубцовске в 1956 г. построили учебный корпус вечернего факультета на средства, выделенные Алтайским тракторным заводом. Институт оснащался оборудованием и приборами в централизованном порядке.
В 1948/49 гг. было получено оборудование стоимостью 385 тыс. рублей, в следующем − на 200 тысяч. Имелись 25 станков, 4 двигателя, магнитофон, эпидиоскоп и другие современные приборы и оборудование. В хозяйстве института насчитывалось 7 грузовых и легковых автомашин, в их числе 2 трофейных, трактор, 2 комбайна.
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
С каждым годом увеличивался контингент студентов, росло число инженеров-машиностроителей, появлялись и закреплялись многие традиции профориентационной работы. Стало обычным проводить дни открытых дверей, обзорные лекции для старшеклассников городских школ. В 1949 г. был издан первый справочник об институте, в котором, наряду с перечнем специальностей, излагались правила приема в вуз и программы по экзаменующим дисциплинам. Объявление о приеме в институт заранее рассылалось во все средние школы края, опубликовывалось в краевых газетах, транслировалось по радио. Для улучшения набора на вечернее отделение была налажена связь с крупными предприятиями Барнаула, прежде всего с заводами «Трансмаш», станкостроительным, котельным. Ежегодно в институте на подготовительных курсах занималось 25−40 молодых рабочих этих предприятий, которые затем становились студентами АИСХМ.
Постепенно расширялись возможности для производственной практики. Студенты выезжали на Харьковский тракторный, Ирбитский мотоциклетный, Ярославский автомобильный и Челябинский тракторный завод. Студенты-практиканты активно участвовали в научно-исследовательской и рационализаторской работе производственных коллективов. Так, Л. Коробкин сконструировал на «Трансмаше» оригинальное копирно-токарное приспособление, И. Демиденко на станкостроительном заводе помог изготовить прибор для внутреннего измерения деталей топливной аппаратуры и спроектировал тележку для перевозки готовой продукции. Старшекурсники Лавриненко и Холкин сконструировали по заказу Барнаульского завода геофизической аппаратуры караттажный регистратор с автоматизированным процессом записи электрокараттажных диаграмм при разведочном бурении скважин. На заводе «Трансмаш» группа студентов, в числе которых были Г. Вертоградова, А. Бердун, С. Лебедев, В. Ланге, внедрила в производство один из новых госстандартов. Студенты читали лекции, помогали выпускать стенгазеты, проводили молодежные вечера, участвовали в других общественных мероприятиях.
ВЫПУСКНИКИ И НАУКА
В 1952 г. коллектив института отметил свое десятилетие. Из многих городов страны, с десятков предприятий пришли письма и поздравления от его выпускников. Руководители заводов и учреждений благодарили за хорошую подготовку специалистов. К примеру, высокая оценка была дана А.Ф. Тарнавскому − руководителю моторной лаборатории Липецкого тракторного завода, организовавшему эффективную научно-исследовательскую и экспериментальную работу по снижению трудоемкости трактора. Впоследствии А. Тарнавский работал главным конструктором в одном из управлений Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Отлично трудилась на Уральском автомобильном заводе Н.И. Беликова (Заболотская), внесшая ряд ценных предложений при создании новой автомашины. Много добрых слов было сказано и о других выпускниках-машиностроителях.
В послевоенное время, особенно во второй половине 1950-х гг., существенно вырос объем научно-исследовательской работы. Все более устойчивыми становились связи коллектива машиностроителей с производством, для многих преподавателей и кафедр они превратились в постоянное творческое содружество. В 1949−1950 гг. институт выполнил хозрасчетных работ на сумму 110 тысяч рублей. В 1951 г. был заключен договор с заводом «Трансмаш» о внедрении нового госстандарта по качеству поверхности обрабатываемых деталей. Сотрудничество вузовского и заводского коллективов расширялось, становилось все более многогранным. Установилась и обратная связь: инженерно-технические работники предприятия читали в институте лекции, руководили подготовкой студенческих дипломных и курсовых проектов, помогали организовать производственную практику студентов. В свою очередь, преподаватели института были частыми гостями на заводе, читали лекции и проводили консультации по актуальной научно-практической тематике. План научно-исследовательской работы вузовского коллектива в 1952−1953 гг. содержал 37 тем, 25 из них выполнялись по заказу промышленных предприятий края. Устойчивые связи с производством установились у кафедр технологии металлов и металловедения, деталей машин, физики, сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, литейного производства, технологии машиностроения.