В 2018 году преподавателями кафедры РКИ был успешно реализован региональный грант РФФИ «Лингвокультурологические подходы в контексте развития трансграничного сотрудничества Большого Алтая» (научный руководитель Барышникова Н.Г.).
Исследование проводилось в течение двух лет и его целью являлось изучение концептосферы народов Большого Алтая, описание культуро-ориентированных основ обучения русскому языку как иностранному на материале базовых концептов народов Большого Алтая (монголов, китайцев, казахов, уйгуров, русских), внедрение результатов исследования в практику преподавания русского языка как иностранного студентам из региона Большой Алтай.
В своем исследовании коллектив авторов-лингвистов, литературоведов и культурологов обратился к трансграничному региону Большой Алтай, включающему в себя сопредельные территории Монголии, Китая, Казахстана и России и являющемуся уникальным по многим параметрам. Это культурно-историческое пространство, которое объединяет разные по происхождению и конфессиональной принадлежности народы.
Актуальность предпринятого исследования определяется несколькими факторами:
- интенсивностью интеграционных процессов в трансграничных регионах, обусловленной экономическими и политическими причинами и оказывающей существенное влияние на гуманитарную сферу международных отношений, а именно: на науку, искусство и образование;
- уникальностью региона Большой Алтай, объединяющего шесть административно-территориальных единиц четырех стран и представляющего собой этническую, культурную и конфессиональную общность;
- важностью в преподавании русского языка как иностранного, поскольку всё больше и больше студентов и стажеров из региона Большой Алтай (СУАР КНР, Монголии и Казахстана) стремится изучать русский язык и получать образование в вузах России на русском языке.
Научный коллектив в своих исследованиях исходит из тезиса, что изучение, сопоставление концептов, существующих в языке и культуре народов региона, последовательное включение данного материала в преподавание русского языка как иностранного в качестве регионального компонента обеспечит не только эффективный образовательный процесс, но и впоследствии диалог между представителями сопредельных стран.
Поставленные научным коллективом задачи исследования за два года реализации проекта выполнены в полном объеме. В результате лингвокультурологического описания концептосферы народов Большого Алтая (монголов, китайцев, казахов, уйгуров и русских) были решены следующие задачи:
- Выделены базовые концепты культуры трансграничного региона Большой Алтай.
- С целью определения языковой и культурной специфики полинационального региона проведен лингвокультурологический анализ базовых концептов народов Большого Алтая в ретроспективе и на современном этапе развития языков.
- Разработаны положения национально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному представителей региона Большой Алтай на основе лингвокультурологического подхода к обучению РКИ.
- В учебные курсы кафедры РКИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова внедрена лингвокультурологическая модель обучения РКИ студентов из региона Большой Алтай; по результатам апробации модели предложены рекомендации по работе с базовыми концептами культуры трансграничного региона.
Полученные результаты исследования отражены в научных статьях и коллективной монографии.