Сохранение лесных экосистем — одна из комплексных задач, от системного решения которых зависит благополучие среды обитания человека. Рациональное лесопользование является одной из целей развития тысячелетия.
С 10 по 15 июля состоялась экспедиция по Заринскому, Ельцовскому, Бийскому и Смоленскому районам Алтайского края. В задачи экспедиции входили мониторинг и подготовка материалов для оценки потенциала использования древесных насаждений, образовавшихся на заброшенных сельхозземлях после прекращения их использования в период с 1991 г. Инициатором и организатором экспедиции выступил Гринпис России, в экспедиции приняла участие сотрудник кафедры ЮНЕСКО АлтГТУ Оксана Енгоян.
Сегодня в российском законодательстве существует нормативно-правовая коллизия: на участках заброшенных сельхозземель, за 15−20 лет заросших березой, кленом, сосной или другой древесной растительностью, запрещены виды деятельности, относящейся к лесопользованию. Разрешенные виды деятельности на таких заброшенных и заросших деревьями участках — только сельское хозяйство.
В то же время, по оценкам участников экспедиции, среди представителей малого и среднего бизнеса есть потенциальный интерес к организации на таких землях именно лесопользования. Тем более, что современные технологии позволяют эффективно сочетать виды деятельности, ориентированные на получение результатов в краткосрочной перспективе (например, выращивание древесных пород для производства топливных пелет), с видами хозяйствования, предполагающими средне- и долгосрочные экономические эффекты (например, выращивание пород для получения фанкряжа, пиловочника, целлюлозного сырья и проч.). Такой подход создает условия для диверсификации бизнеса за счет дополнения его подобными видами лесопользования на залежных участках сельхозземель.
Кроме юридической коллизии, специалисты выделяют еще две ключевые проблемы. Первая: как известно, долгосрочные проекты всегда нуждаются в серьезном государственном регулировании (включая такие инструменты, как «длинное» кредитование, поддержка тиражирования современных технологий мелкотоварной лесопереработки, а также формирование и регулирование рынков сбыта, например, путем включения продукции данного сектора экономики в инструментарий системы госзаказов). Вторая проблема: оценка экономического (коммерчески эффективного) потенциала древесных ресурсов на брошенных сельхозземлях. Такая оценка, разумеется, требует большой предварительной работы, по итогам которой станет возможным оценить не только валовый, но и технический и экономический потенциалы лесных ресурсов на заброшенных и заросших древесной растительностью сельхозземлях.
Согласно данным FAO, потребление различных видов лесной продукции растет. Поэтому, как считают специалисты, вовлечение в хозяйственный оборот заброшенных и заросших древесной растительностью сельхозземель следует рассматривать в качестве частичного замещения тех лесных ресурсов, для «добычи» которых сегодня уничтожаются естественные лесные экосистемы.