43 проекта будут представлены во всероссийском финале Детского Научного Конкурса (ДНК) Фонда Андрея Мельниченко, который пройдет в Барнауле 24−28 января 2020 года. Оргкомитет ДНК отобрал лучшие исследовательские и инженерные проекты из числа победителей и призеров регионального этапа, прошедшего на площадках образовательных центров Фонда в ноябре.
Детский Научный Конкурс Фонда Андрея Мельниченко учрежден в 2018 году. Он проводится в целях выявления и развития талантливых детей в сфере естественнонаучной исследовательской, проектной и конструкторской деятельности.
Конкурс проводится в несколько этапов. В ноябре 2019 года на площадках образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко состоялись отборочные этапы ДНК. В них приняли участие сотни российских учащихся 5−11 классов, углубленно изучающих цикл естественнонаучных дисциплин.
Теперь в финале конкурса, который пройдет в столице Алтайского края, за право быть лучшими будут состязаться более 70 школьников, проекты которых представлены в нескольких номинациях: «Исследовательский проект», «Теоретический инженерный проект», «Инженерный проект с представлением макетов или моделей», «IT-проект». В каждой из них выделяются возрастные группы: младшая (5−6 класс), средняя (7−8 класс) и старшая (9−11 класс).
Среди разработок в номинации «Инженерный проект с представлением макетов или моделей» в младшей и средней возрастных группах в финал ДНК прошли проекты многофункциональных электронных часов Дениса Кручинина (г. Киселевск), календаря для слабовидящих и незрячих людей Романа Капустина и Вячеслава Визило (г. Ленинск-Кузнецкий), «умной каски» Александра Есипова, Степана Большакова и Ильи Гуркина (г. Кемерово), модели устройства для мониторинга технического состояния производственных объектов Михаила Лисового (г. Барнаул), электронной книги со шрифтом Брайля Владислава Зюлина и Владислава Калиниченко (г. Невинномысск).
В старшей возрастной группе в финале ДНК в этой номинации будут представлены реабилитационный тренажер для CPM-терапии Данила Захарова и Антона Богданова (г. Рубцовск), интеллектуальная система управления беспилотным автомобилем Вадима Санникова, Ярослава Авдеева, Анны Ковиной, Романа Садовца и Артема Санникова, разработка системы измерения, обработки и применения биопотенциалов мышечной активности с созданием на ее основе нейроинтерфейса и бионического протеза Кирилла Нагорного и Вадима Санникова, устройство для слабовидящих и незрячих ASTRA Артема Санникова, Егора Петерса и Михаила Лузина (г. Кемерово), устройство контроля работы электрогенератора Александра Савина (г. Барнаул), а также работа по программированию и использованию контроллера ISKRAMEGA в управлении координатной платформой Георгия Козлова (г. Невинномысск).
В число финалистов в номинации «Теоретический инженерный проект» вошли разработки роботизированной платформы-разведчика старшеклассников Романа Садовца и Екатерины Архипенко, малого искусственного спутника Земли «Уголек 300» семиклассников Александр Носкова и Полины Полициной, а также «Голограмма: грани иллюзии» пятиклассника Ярослава Гереза (г. Кемерово).
Авторами вышедших в финал ДНК-2020 IT-проектов среди младших школьников стали Максимилиан Паночев (г. Кемерово) , сгенерировавший исходный код для решения поставленной задачи, и Диана Бубарева (г. Бийск) , разработавшая компьютерную игру для изучения направления робототехники «Электроника», а в средней возрастной группе – Станислав Касплер, Андрей Баев и Дмитрий Суковатцов (г. Барнаул) с проектом мобильного приложения «Органеллы клетки в дополненной реальности».
В число разработок-финалистов старшеклассников вошли «Обработка данных системы управления конвейерами методами интерполяции» Никиты Сергеева (г. Ленинск-Кузнецкий), «Таргетированная реклама на основе распознавания образов при помощи искусственной нейронной сети» Владимира Махарева и Дмитрия Камышникова (г. Кемерово), «Система дистанционного управления персональным компьютером при помощи движения глаз для людей с ограниченными возможностями» Дарьи Вольвач и «Автоматизированная система контроля посещений с применением алгоритма повышения точности каскадов Хаара» Марка Каширского (г. Барнаул).
В категории «Исследовательские проекты» в финале ДНК будут представлены в младшей возрастной группе работа по получению и многоцветному окрашиванию сахарных кристаллов Максима Гончарова, Светланы Поляковой и Анжелины Ющенко (г. Рубцовск) и левитрон на основе высокотемпературного сверхпроводника для экспериментального исследования эффекта Джанибекова Савелия Айнулина (г. Бийск).
«Применение динамических систем с качением» Александра Табельского, Полины Маршалкиной и Ариадны Жердевой (г. Рубцовск), «Изучение поверхностно-активных свойств полиорганосилоксанов» Юлии Шевченко (г. Новомосковск), «Переработка химических источников тока и получение продукции с высокой добавленной стоимостью» Алены Владимировой (г. Кемерово), «Исследование свойств автомобильных масел и разработка технологии оценки качества масел с применением искусственных нейронных сетей» Кирилла Кривобокова (г. Барнаул) и «Разработка инновационного азотного удобрения пролонгированного действия и исследование его эффективности в целях повышения продуктивности сельскохозяйственных культур и охраны окружающей среды» Тимура Андрожейчока (г. Невинномысск) – эти проекты школьников 7−8 классов поборются за победу в ДНК-2020.
Самой многочисленной в этой номинации стала старшая возрастная группа.В финале Детского Научного Конкурса Фонда Андрея Мельниченко в ней выступят со своими проектами Данила Амелин, изучивший синтез и свойства полилактида, Никита Корзиенко (г. Новомосковск) , исследовавший переработку вторичных полимеров методом пиролиза, Александр Фонов и Екатерина Шемпелева (г. Ленинск-Кузнецкий) с методикой производства композиционного филамента для аддитивных технологий, Даниил Хапилов и Дмитрий Латкин (г. Ленинск-Кузнецкий) , разработавшие тонкие прозрачные токопроводящие плёнки на основе углеродных материалов, Мария Баранова (г. Киселевск) с синтезом ацетатного волокна из сигаретного фильтра.
Исследование магнитных сорбентов на основе углеродных наноструктурированных материалов представят Георгий Акинин и Максим Гильмияров, синтез наночастиц серебра и стабилизация их методами «зеленой химии» — Валерия Мелешенко, получение композитного хирургического шовного материала - Екатерина Шевелева (г. Кемерово), синтез комплексных биоразлагаемых материалов для получения «умных удобрений» — Константин Приходько и Яна Иванова (г. Барнаул), изучение оптимизации питания озимой пшеницы - Антон Шаргородский, Ксения Романенко и Дарья Тихонова, а исследование изменчивых кристаллов — Кирилл Романов (г. Невинномысск).
Помимо победителей и призеров регионального этапа ДНК, в финале конкурса представят свои проекты воспитанники красноярского детского технопарка «Кванториум». Так, Даниил Сафронов познакомит присутствующих со своей разработкой беспилотного летательного аппарата гибридного типа с возможностью установки полезной нагрузки для выполнения различных задач. Егор Иванов, Николай Кривых и Матвей Никитин покажут в столице Алтайского краяпроект беспилотного летательного аппарата мультироторного типа с газоанализатором и метеорологической станцией. Кроме этих разработок, красноярские школьники Савва Соболев и Максим Михайлов представят проект «Эквалонка», а Егор Ребещенко, Артур Арндт, Артём Матвеев – «Инструкции в дополненной реальности».
Теперь финалистов ДНК-2020 ждет серьезная работа, чтобы достойно представить свои проекты на завершающем этапе конкурса. Ведь победителей Детского Научного Конкурса Фонда Андрея Мельниченко уже ждут турниры юных исследователей и изобретателей в США и Китае.
Справка:
Благотворительный фонд Андрея Мельниченко – частный фонд инфраструктурных образовательных проектов в сфере естественных наук. Его миссия состоит в создании среды для развития талантов в российских регионах.
В 2017−2019 гг. в рамках ключевой для Фонда «Программы поддержки одаренных школьников в регионах присутствия компаний ЕВРОХИМ, СУЭК и СГК» были открыты 9 центров детского научного и инженерно-технического творчества в Барнауле, Бийске, Кемерово, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Невинномысске, Новомосковске и Рубцовске. В них более 3000 школьников 5−11 классов углубленно изучают дисциплины естественнонаучного цикла.
Для этого Фондом Андрея Мельниченко создаются все необходимые условия: оборудуются учебные классы и лаборатории, приглашаются лучшие преподаватели из школ и вузов регионов, занятия для всех учащихся бесплатны.
Подробнее о деятельности Фонда: