3 октября ярким событием – выставкой копий петроглифов (рисунков древних людей) – в Москве в Российском государственном гуманитарном университете завершился цикл комплексных международных экспедиций, которые провел со своими партнерами институт комплексных исследований Большого Алтая Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.
Директор института, профессор М.Ю. Шишин рассказывает: «Уже более десяти лет совместно с нашими монгольскими коллегами из Ховдского государственного университета и института изобразительных искусств и дизайна Монгольского государственного университета культуры мы ведем исследования в трансграничной области на Алтае по двум направлениям. Первое можно назвать экологическим, в его рамках идет оценка современного состояния природных комплексов и одновременно предлагаются достаточно эффективные меры борьбы, например, с опустыниванием и перспективными технологиями устойчивого развития.
Второе направление можно назвать культурологическим. Территорию наших исследований можно смело назвать гигантским музеем под открытым небом. Наши исследования велись при поддержке гранта РФФИ и Министерства образования, науки и культуры Монголии. Большинство комплексов уже имеют хорошую традицию научного описания историками и археологами, но это не значит, что все рисунки древних мастеров уже описаны, все время обнаруживаются новые, сразу не замеченные. Например, в комплексе Рашаан-Хад, который изучают с 1942 года и где побывали крупнейшие российско-монгольские экспедиции, мы обнаружили крупное изображение быка, которое можно отнести к позднему каменному веку и «танцующего шамана» более позднего времени, скорее всего, ранней бронзы. Этот образ вызвал невероятно сильную реакцию – появились несколько картин и даже поставлена опера в Монголии. Монгольский профессор С. Дулам полагает, что это Хозяин-прародитель всех монгольских родовых знаков – тавро. Но собственно поиск новых находок – это, по сути дела, попутная задача, нас интересовали чисто искусствоведческие проблемы, например, образ древнего художника. Судя по огромным композициям, это были очень одаренные мастера, они были глубоко погружены в мифопоэтику своего времени. Поражают сцены жертвоприношений, обрядов похорон, поклонения центральным мифологическим образам бронзового века – солярному оленю, быку-хозяину всех сфер в первобытной космогонии и т.д.
Другая важная проблема касалась современности. Чтобы реконструировать образ художника прошлого, мы фактически поставили эксперимент в полевых условиях. В экспедицию были включены профессиональные художники, которые также изучали петроглифы, знакомились с образами, стилистикой, всей системой художественно выразительных средств их коллег из прошлого. Их комментарии и советы были бесценны. Например, только действующий художник может оценить трудозатраты на то или иное произведение или может очень убедительно отличить работу зрелого мастера от начинающего или менее одаренного. Художникам присуще и пространственное видение, рисунок не только самоценен сам по себе, а в связи со всей скалой, окружающим пространством. После их замечаний этнографам и культурологам в нашей экспедиции легче было перейти к реконструкции, например, обрядовой стороны, отраженной в композиции петроглифического комплекса. Ярче и полнее раскрывалась семантика сюжета. Например, уже давно был обнаружен в комплексе Цагаан-Салаа Монголии камень с гравировкой шамана стоящего на спине волка, к которому примыкает барс и собака. Одна из версий этого сюжета: перед нами не просто шаман, а образ божества – Хозяина Неба, который управляет тремя мирами мироздания в древней мифопоэтике – небесным, земным и подземным мирами, которые маркируют три хищника.
Эти и другие итоги экспедиции по приглашению одного из ведущих вузов нашей страны, Российского государственного гуманитарного университета, мы представляли на выставке «Экспедиционный дневник: Россия-Монголия», где были показаны копии петроглифов, графические работы современных монгольских художников».