24 мая 2020 г. исполняется 100 лет со дня рождения Н.А. Толчинского, бывшего заведующего кафедрой «Автомобили и тракторы», разработчика конструкции гусеницы с резино-металлическим шарниром.
Имя этого человека, вся его жизнь неразрывно были связаны с кафедрой «Автомобили и тракторы» (в настоящее время это кафедра «Наземные транспортно-технологические системы). По праву успехи и достижения кафедры «Автомобили и тракторы» рассматривались как результат его многогранной деятельности. Это понятно, это заслуженно, это справедливо.
Наум Абрамович Толчинский — один из немногих, кто мог говорить об истории нашего университета с первых дней его существования как непосредственный свидетель, активный участник становления крупнейшего на Алтае вуза.
Наум Абрамович – почетный гражданин города Барнаула. Его имя присвоено аудитории в университете.
Далекие военные годы. Наша страна в тяжелейших условиях борьбы с фашистской Германией отстаивала свою свободу и независимость, само право своего существования. Именно в эти годы принято и реализовано решение о переводе Запорожского машиностроительного института в Барнаул. Шел 1942 год, но уже весной 1944-го состоялся первый выпуск алтайских инженеров. Одним из тринадцати выпускников специальности «Тракторы, автомобили, двигатели» был Наум Толчинский, староста группы, отличник учебы.
Н.А. Толчинский начал трудовой путь в должности ассистента кафедры «Автомобили и тракторы».
Он имел возможность общения с опытными преподавателями — И.В. Варшавским, В.Э. Водочинским, И.Б. Барским. Установил творческие связи с крупнейшими учеными в области тракторостроения: Е.Д. Львовым, Е.Д. Карельских, И.И. Трепененковым; совершенствовал свою квалификацию в ведущих вузах и на передовых предприятиях страны. Именно в те годы было сформировано научное направление исследований: «Разработка ходовых систем гусеничных тракторов».
Незаурядные личные качества: врожденная интеллигентность, глубокая эрудиция, идейная убежденность, такт и обаяние, постоянно проявлялись в его работе. С блеском была защищена в Москве кандидатская диссертация, глубоко проработан и перечитан весь цикл дисциплин специальности, постоянно совершенствовалось педагогическое мастерство. Методическая работа отличалась глубиной разработки, научные исследования были оригинальны, значимы и эффективны. Наиболее полно проявляются способности и дарования Н.А. Толчинского после избрания его в 1963 году заведующим кафедрой «Автомобили и тракторы», профессором. Именно в это время окончательно сформировалось научное направление кафедры – «Комплексная разработка тракторных гусеничных движителей с резинометаллическими шарнирами». В круг единомышленников влились ученики и последователи, устанавливались научные творческие связи с головными научно-исследовательскими институтами: НАТИ, ВИМОМ, крупнейшими тракторными заводами: Алтайским, Харьковским, Волгоградским, Павлодарским.
При кафедре была открыта аспирантура. Как научный руководитель, Н.А. Толчинский подготовил для вуза семь кандидатов технических наук. Сформированный на кафедре творческий научно-исследовательский коллектив успешно решал вопросы качественной подготовки специалистов.
Особенно велик вклад Н.А. Толчинского в постановку научно-исследовательской работы в вузе. Созданное по его инициативе и при его непосредственном руководстве научное направление по совершенствованию конструкции гусеничного движителя получило признание в тракторостроении. При кафедре «Автомобили и тракторы» Минтракторсельмашем и Минвузом РСФСР была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория. Все кафедральные исследования производились в соответствии с координационными планами ГКНТ и Госплана СССР, МТ и СХМ. Государственные испытания показали, что ресурсы гусениц с резинометаллическими шарнирами (РМШ) на перспективных тракторах ДТ-75 и Т-250 в 2,5−4 выше, чем у серийных гусениц.
Н.А. Толчинский – автор многочисленных научных трудов, более двадцати изобретений, многие из которых были использованы в тракторостроении.
Основное научное направление Н.А. Толчинского связанное с разработкой конструкций резинометаллических шарнирных соединений, с разработкой технологии отливки звеньев повышенной точности и технологичности сборки гусениц с РМШ получило дальнейшее развитие в работах его учеников. Создание математических моделей, алгоритмов, программных комплексов, позволяющих давать оценку напряженно-деформированного состояния не только шарнирного соединения но и всех элементов гусеничного движителя; определять их оптимальные конструктивные параметры; оценивать динамические характеристики гусеничного обвода, опорных катков с микроподрессориванием, элементов подвески; рассчитывать долговечность резиновых и резинометаллических элементов ходовой части, является естественным продолжением основного научного направления Н.А. Толчинского.
Решение указанных проблем отражены в многочисленных диссертационных работах и в периодической печати его последователей Дружинина В.А., Гулака А.И., Евсюковой Т.Н., Залесова Е.А., Стародубцева В.Ф., Вербилова А.Ф., Коростелева С.А. и других.