ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Митинг в память о знаменитом выпускнике АлтГТУ Александре Колосове

Митинг в память о знаменитом выпускнике АлтГТУ Александре Колосове

21.06.2016 10:01

23 июня Александру Зиновьевичу Колосову (1916−2005), выпускнику АлтГТУ им. И.И. Ползунова, директору завода «Трансмаш» в 1960−1975 гг. исполнится 100 лет со дня рождения.

В этот день в 11:00 по адресу дома, где он жил: улица Советская, 11, около мемориальной доски в его честь пройдет митинг в память о нем.

В нашем университете работают его дочери: Елена Александровна Колосова, инженер института стратегического развития, и Татьяна Александровна Аскалонова, доцент кафедры технологии машиностроения. Как рассказывает Татьяна Александровна, когда встал выбор учебного заведения, папа сказал: «Девчонки, держитесь за заводскую трубу, никогда не пропадете».

Татьяна Аскалонова так рассказывает о своем отце: «Александр Зиновьевич, родился в 1916 году в станице Александро-Невской Тихорецкого района Краснодарского края в многодетной благополучной семье с добрыми отношениями и традициями. Однако беды Первой мировой войны и революции, обрушившиеся на страну, перевернули и их жизнь. Семью разметало, старшие дети разъехались, с родителями остался самый младший, мой папа. Ранняя смерть родителей привела его к тяжёлым испытаниям уже в 13 лет: скитание по разрушенному гражданской войной югу России, тяжёлый подсобный труд, бесприютность. В 16 лет (в 1932 году) он принял решение ехать на гигант машиностроения того времени – Сталинградский тракторный завод, где работала его старшая сестра. Устроился на одну из самых тяжёлых работ – в чугунолитейный цех обрубщиком. Поступил в вечернюю школу, а потом в тракторостроительный техникум. Быстро освоил профессию литейщика и в 1941 году был уже старшим мастером. В Сталинграде познакомился с моей мамой, которая работала на этом же заводе в конструкторском отделе. Поженились, а в 1942 году родилась я.

Когда объявили о начале войны, отец утром отправился в военкомат, хотел идти добровольцем на фронт, но тракторостроителей не брали. На заводе был свой фронт: необходимо было в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков. Через несколько месяцев война пришла в Сталинград, и отец ушёл в отряд ополчения, участвовал в обороне города, сражались на улицах, бои шли практически на территории завода. За участие в этих боях он был награждён медалью «За оборону Сталинграда». Осенью 1942 года был отозван из ополчения и назначен уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по эвакуации оборудования в Барнаул. Нас с мамой по последней понтонной переправе папа успел отправить на левый берег, Волга горела, были взорваны нефтехранилища. У нас в семье сохранилось командировочное удостоверение, выписанное маме и мне 3-х месячной, для отправки в Барнаул, куда мы добирались почти два месяца. В октябре 1942 года из Сталинграда в Барнаул прибыли первые эшелоны с оборудованием, а к 7 ноября был собран первый дизельный двигатель для легендарного танка Т-34. Работали самоотверженно, круглосуточно, прикорнув на пару часов где-нибудь в цеху. В годы войны завод «Трансмаш» выпустил 10 000 двигателей В-2, каждый пятый танк Т-34 был оснащён барнаульским двигателем.

1954 году 38-летним немолодым человеком отец поступил на вечернее отделение в наш родной вуз (тогда он назывался Алтайский институт сельхозмашиностроения) на специальность «Литейное производство», который закончил с отличием в 1960 году. Диплом защищал уже будучи директором завода, пройдя все ступени роста на заводе: мастер, старший мастер, зам. начальника цеха, начальник цеха, начальник производства, заместитель директора завода, директор. В годы его руководства (с 1960 по 1975 гг.) завод пережил, по мнению многих, второе рождение. Проведена его коренная реконструкция, создано семейство новых модификаций дизелей, которые нашли широкое применение в хозяйстве нашей страны и экспортировались в 40 стран мира.

Разработан и запущен в серийное производство двигатель принципиально нового типа для боевой машины пехоты – УТД-20, который, по мнению специалистов, по своим показателям превосходил все отечественные и зарубежные моторы аналогичной мощности и назначения. Завод «Трансмаш» становится одним из ведущих машиностроительных предприятий отечественного оборонного комплекса: в 1970 г. заводу было присвоено имя В.И. Ленина (в те годы это значило многое!), папу избирают депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (он работал заместителем председателя планово-бюджетной комиссии). В 1971 г. за производственные показатели завод наградили Орденом Трудового Красного Знамени, а отец был награждён Орденом Ленина. Все, кто знал отца и работал с ним, отмечают его огромную энергию, трудоспособность (он мог спать по 4−5 часов, остальное – работа), умение принимать нестандартные решения, находить выход из самых сложных ситуаций, брать на себя ответственность. Вообще, вся его жизнь – это благородное служение Делу, служение людям! Я не побоюсь «высокого штиля», потому что, сколько помню себя, он всегда был предан своим идеалам, видел в этом смысл жизни.

Уже будучи на пенсии, бесконечно кому-то помогал, устраивал кого-то в больницу, кого-то на работу, кому-то доставал лекарства… Не терял связь с заводчанами, по-прежнему чувствовал ответственность за их судьбу, часто говорил: «Если не я, то кто?» Несмотря на свою занятость, был очень хорошим семьянином, и наша мама, и мы с сестрой всегда чувствовали свою защищённость его «бронёй». В последний путь в апреле 2005 г. его провожало огромное количество людей, пришли все старые трансмашевцы, кого-то вели под руки… А ведь папа уже много лет был на пенсии. Он не дожил ровно месяц до 60-летия Великой Победы, а очень хотел дожить! Поздравление от Президента Путина уже его не застало. По инициативе трансмашевцев на стене дома, в котором он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Чтобы помнили».