26 мая редакция российского регионального еженедельника «Московский комсомолец на Алтае» провела круглый стол, посвященный подготовке и трудоустройству инженерных кадров в Алтайском крае. На встречу были приглашены представители вузов Алтайского края, регионального союза промышленников и предпринимателей, сотрудники профильных министерств и центров занятости, журналисты. Алтайский государственный технический университет представлял Яков Лаврентьевич Овчинников, проректор по учебной работе.
В 2016 году алтайские предприятия заявили 1,5 тысячи вакансий на линейные инженерно-технические должности.
Ежегодно региональные вузы выпускают свыше 10 тысяч бакалавров и специалистов. Большинство находит первые рабочие места в крае. Традиционно с другими регионами, по данным официального портала мониторинга трудоустройства выпускников, мы делимся вчерашними студентами, получившими специализацию в электро- и теплоэнергетике, машиностроении, прикладной геологии и горном деле, химии, управлении техническими системами, информационной безопасности, компьютерных и информационных науках. Как адаптируются на рынке труда специалисты-инженеры, чего ждут и что получают от работодателей — в материале «МК».
Редкие кадры
Дефицит инженеров не обходит стороной алтайских работодателей. Специалисты технического профиля уже не требуются массово, но даже штучный отбор порой проблематичен. Самые подкованные выпускники продолжают покидать регион в поисках лучших условий трудоустройства. Вопросы подготовки и адаптации инженерных кадров на рынке труда обсуждали накануне на круглом столе в «Сибирской медиагруппе».
Основная масса обучающихся в вузах края получает профессии в сфере наук об обществе. Инженерное дело и технические науки находятся на втором месте по популярности (27%). За последние три года, как отмечает Инесса Долженко, заместитель министра образования и науки региона, количество абитуриентов, поступивших на инженерно-технические направления, выросло на 10%. Но соответствующие образовательные программы в вузах по-прежнему не пользуются популярностью.
«Год от года конкурс остается неизменным, — констатирует Яков Овчинников, проректор по учебной работе АлтГТУ имени И.И. Ползунова. — Одна из причин — требование сдачи ЕГЭ по физике. Точную науку школьники выбирают очень неохотно. В этом году из 11 тысяч выпускников записались на физику 3,3 тысячи. Самый массовый экзамен — обществознание».
«На предприятиях края инженеры в больших объемах, впрочем, и не нужны, — отмечает Андрей Марков, генеральный директор исполнительной дирекции регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей. — Работодатели все больше испытывают потребность в штучных специалистах. Даже с учетом скромных запросов, проблема обеспечения инженерными кадрами остается из-за того, что часть выпускников-инженеров работает не по специальности, другие — покидают регион после получения дипломов».
«На рынке труда отмечается спрос на технических специалистов, это касается, в том числе, новых рынков — производств композиционных и энергоэффективных материалов, биотехнологий. Востребован линейный инженерно-технический персонал: инженеры-технологи, конструкторы, электроники. В 2016 году было зарегистрировано 1 500 таких вакансий», — отмечает Ольга Вагнер, главный специалист отдела политики занятости и развития рынка труда управления по занятости населения Минтрудсоцзащиты края.
На одном уровне потребность работодателей сохраняется на протяжении нескольких лет. При этом закрыть 45% вакансий руководители предприятий готовы сотрудниками без опыта работы.
С отрывом от реальности
Пороговое значение трудоустройства выпускников вузов в СФО, 75%, в алтайских учебных заведениях по итогам прошлого года даже превзошли. В числе тех, кто оказывается на рынке успешнее всего, как показывают данные профильного министерства, специалисты с физико-техническим образованием, в сфере энергетики и IT. По проценту трудоустроенных регион опережает республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, но уступает Новосибирской и Томской областям.
Год от года все больше ответственности в этой сфере возлагается на образовательные организации. Показатель трудоустройства учитывается в мониторинге эффективности учебных заведений и при определении контрольных цифр приема на будущие годы.
«Профильное образовательное министерство в регионе сначала осторожно, а потом все более основательно возложило ответственность за трудоустройство выпускников исключительно на вузы. Но решить этот вопрос нам одним не по силам. Он требует комплексного подхода. Повышение качества подготовки инженерных кадров и увеличение процента трудоустройства — привлечение работодателей к разработке учебных планов, внесение в них дисциплин, необходимых для конкретных предприятий, создание базовых кафедр — в этом направлении за последние годы у нас есть определенные успехи», — добавляет Яков Овчинников.
Более 2 000 договоров о сотрудничестве АлтГТУ с работодателями отчасти решают проблему закрепления и адаптации кадров. Охотнее на контакт идут предприятия оборонной промышленности, нуждающиеся в редких специалистах. Между тем у работодателей есть претензии к подготовке выпускников, которых приходится переучивать под себя. По разным оценкам, для 80% молодых инженеров требуется адаптация на первом рабочем месте. Лучше обстоят дела у магистров, начинающих трудовой путь после окончания бакалавриата. Трудностей в этом отношении добавляет осторожность работодателей при допуске студентов-практикантов к оборудованию. Бросить производство и заняться обучением молодых специалистов также готовы не многие.
Вместе с тем, как отмечают в региональном Минтрудсоцзащиты и подтверждают преподаватели, у вчерашних студентов-политехников есть завышенные ожидания относительно будущей зарплаты, условий труда, рабочего места. Многие считают линейные должности после пятилетней учебы недостойными внимания. Отчасти источник проблем с трудоустройством, по мнению проректора технического вуза, — завышенная самооценка и инфантильность. Столкновение с реалиями рынка труда, где молодому специалисту предложат вакансию с зарплатой в 10−15 тысяч рублей, побуждает к уходу из профессии или миграции в другие регионы, где охотники за инженерами предлагают условия на порядок лучше — с оплатой переезда работника и членов его семьи, более высоким окладом, компенсацией аренды жилья, подъемными средствами и даже оплатой ежегодных поездок к месту жительства.
Воспитать Кулибиных
Преподаватели констатируют, что неосознанный выбор профессии уменьшает шансы на трудоустройство и востребованность выпускника. Если не при поступлении, то во время учебы важно, чтобы студент проникся специальностью.
«До сих пор абитуриенты подают документы на поступление вслед за друзьями, по чьему-то совету. Родители, когда наступает пора приемной кампании, всегда спрашивают: «Куда поступать?» Хочется ответить: «Куда хотите». В том смысле, чтобы поступали туда, где человек хотел бы работать, и дело, освоенное в вузе, стало бы делом всей жизни», — добавляет Яков Овчинников.
Из числа инженерных специальностей особой востребованностью, по наблюдениям экспертов, пользуются выпускники, прошедшие обучение по совместным образовательным программам и владеющие, помимо профильных знаний, к примеру, китайским языком. Нарасхват — инженеры с экономическими знаниями, которые готовы решать на предприятии вопросы, связанные с организацией производств.
В этом году задачу по подготовке школьников к освоению инженерных специальностей в крае отчасти начал решать детский технопарк «Кванториум». «Развивать интерес к аэро-, био-, геоинформационным технологиям стоит уже с 5−7 класса, — считает Александр Муратов, руководитель краевого технопарка. — Ориентир для ранней профориентации — атлас востребованных профессий будущего и рынки национальных технологических инициатив — FoodNet, AeroNet, SafeNet — питания, беспилотных летательных аппаратов, безопасности».
По материалам газеты «Московский комсомолец на Алтае»