Учителя, школьники всех возрастов, их родители и даже воспитанники детских садов 25 ноября на весь день погрузились в мир формул, громких имен, исследований и открытий. Традиционное событие в алтайском политехе — Фестиваль физики — за несколько лет стало масштабной образовательной площадкой для тех, кто увлечен всем комплексом естественных и точных наук. Привлечь потенциальных абитуриентов для вуза не первостепенная задача. Важнее – зажечь в детях интерес к знаниям.
Ядро наук
Научные игры, турниры и викторины, математические фокусы и загадки, удивительные физические эксперименты и лекции от клуба профессоров АлтГТУ – все это ждало участников Фестиваля физики. Преподаватели и студенты рассказывали гостям о физических законах и о том, как они проявляются в повседневной жизни, проводили занимательные интерактивные программы, мастер-классы, демонстрировали с участием зрителей опыты по оптике, молекулярной физике и термодинамике, механике, электричеству и магнетизму.
В концепцию фестиваля, впервые прошедшего в 2014 году, была заложена цель – популяризировать физику. Сдачи экзамена по предмету требует поступление на большинство технических специальностей. За четыре года содержательно площадка стала более разнопрофильной. В этом году в фестивале принимали участие также химики и математики.
«Наша задача – показать, что эти точные и естественные науки – ядро наук, которые изучают законы мироздания. Важно зажечь интерес к предметам у школьников. Фактически это обеспечит их желание осваивать профессии инженеров, конструкторов, становиться учеными-исследователями, заниматься созидательной, конструктивной деятельностью», – отмечает Ольга Андрухова, директор центра детского научного и технического творчества «Наследники Ползунова».
Узнавать, играя
На большинстве площадок возрастной ценз отсутствовал – принять участие, стать слушателями и зрителями приглашали всех гостей. Организаторы позаботились о том, чтобы сделать научные развлечения для детей максимально интерактивными. Пока старшеклассники слушали лекции, дошкольники и ученики начальных классов наблюдали за действием жидкого азота, взрывали воздушные шары, замораживали предметы и бродили по лабиринтам.
«Пройти «Математический лабиринт» может кто угодно, даже самые маленькие выполняют задание. На стенах наклеены портреты и информация об ученых: математиках, физиках, химиках. Задача тех, кто попадает в лабиринт, – прочитать максимальное количество информации и вспомнить ее при выходе», – рассказывает Михаил Казицын, студент первого курса, организатор конкурса.
Задания требовали от участников не столько знания многих фактов из области физики, сколько развитой интуиции, общей эрудиции, умения анализировать информацию и быстро соображать.
Константин Веснин, ученик четвертого класса лицея «Сигма», пришел на фестиваль вместе с отцом, преподавателем физики. В школе сверстникам Константина только предстоит начать осваивать физические законы через несколько лет. В семье Весниных естественные науки – почти главное развлечение для ребенка.
«Жидкий азот просто сожмет воздушный шарик, но лопнуть он не должен», – предполагает Костя результаты опыта на площадке «Удивительные физические эксперименты».
Манипуляции с жидким азотом вызвали настоящий восторг у школьников. Температура соединения – минус 196 градусов по Цельсию, что в переводе – четыре сибирских зимы. Наполнять таким содержимым емкости нужно осторожно. «Пластиковые не подойдут», — уверена Алина Самохина, ученица седьмого класса школы № 132. Материал попросту лопнет под воздействием низких температур. Алюминиевое ведро – лучший выбор.
«Для меня физика – сложный предмет. Нравятся эксперименты, опыты. Это лучше запоминается. Решать задачи чаще бывает тяжело. Нужно больше практиковаться», – считает Алина.
Хотя жидкий азот представляет угрозу прочности многих предметов, с человеком, как убедились гости, ничего не произойдет, даже если опустить руку в ведро с четырьмя зимами. Перед тем, как соединение заденет тело с температурой 36,6 градусов, на его поверхности из-за разности температур с азотом образуется прослойка из газа, которая предотвратит возможность получения ожога.
Удивлялись, делали открытия, проходили интеллектуальные полосы препятствий, проводили химические или физические опыты, собирали лабораторные установки, решали нестандартные задачи команды участников весь день. Активные и эрудированные по итогам получили кубки победителей и закрепили уверенность, что даже сложная наука может быть увлекательной.