В 1992 году Министерство высшего образования РФ разработало и утвердило критерии, по которым технические (политехнические) институты могли претендовать на высокий статус университета и соответствовать международным стандартам.
24 декабря 1992 года было принято судьбоносное решение по нашему университету.
Вспоминает профессор Владимир Гончаров: «По инициативе нашего ректора профессора Евстигнеева Владимира Васильевича Ученый совет АПИ им. И.И. Ползунова принял решение готовить документы и представить заявку в Госкомитет РФ по высшему образованию на конкурс по переименованию института. 21 декабря ректору сообщили, что заседание коллегии Комитета по высшей школе состоится 24 декабря. Мы в срочном порядке собрали все документы, однако, у нас было слабое место по одному из важных критериев международного требования − в университете на одного доктора наук, профессора должно быть менее 100 студентов. В нашем вузе такое соотношение было значительно превышено.
Ректор пригласил меня в кабинет и сказал: «Гончаров, ты полетишь на коллегию, я заболел и позвонил в Комитет, что на коллегии будет проректор».
Прибыв в министерство, я сразу зашел к начальнику управления высших учебных заведений и региональной политики Новикову Ю.А. Юрий Александрович сказал, что 23 декабря будет заседать комиссия Управления по рассмотрению документов и решать вопрос о допуске на заседание коллегии Комитета по высшему образованию.
На следующий день вместе с представителями еще нескольких технических институтов я прошёл комиссию, ответил на все вопросы, но вузу указали на недостаточное количество профессоров, поэтому в рекомендации отказали. Юрий Александрович посоветовал мне встретиться по этому вопросу с Кинелёвым В.Г., к которому я и поспешил. Вместе со мной еще четыре ректора ждали аудиенции. До начала заседания оставалось 25 минут.
Первый заместитель министра вышел из кабинета, с каждым из нас поздоровался за руку. Так как Владимир Георгиевич знал меня лично, он сказал остальным ожидающим: «Вы ректоры московских вузов и можете приходить ко мне в любой день, а этот проректор прилетел с Алтая». Положил руку мне на плечо, развернулся, и мы зашли в кабинет. Учитывая цейтнот по времени, я сообщил, что комиссию в Управлении прошел, однако рекомендован не был и передал ему брошюру с планом защиты докторских диссертаций и высказал просьбу В.В. Евстигнеева поддержать кандидатуру нашего института на получение нового статуса именно на этом заседании, а не переносить на следующее, которое будет не ранее чем через полгода. Владимир Георгиевич пробежал глазами по тексту, сказал: «Хорошо». Так пятиминутная аудиенция закончилась, и я поспешил в зал заседаний.
Из 25 вузов присутствовали двадцать ректоров и пять проректоров. Каждый вуз обсуждался отдельно, и ректоры высказывали свои просьбы и пожелания. Когда дошла очередь до нашего политеха, то в его поддержку выступил исполнительный директор ассоциации технических университетов Балтян Валерий Кононович, сказав, что он был в АПИ с проверкой готовности, всё нормально, а что касается количества докторов наук, то эта проблема будет решена в течение года. Председательствующий на коллегии В.Г. Кинелев в заключительном слове сказал о том, что он был в нашем институте, видел его развитие, поэтому просил членов коллегии проголосовать за переименование Алтайского политехнического института в технический университет.
Когда мне дали слово, то я высказал просьбу – чтобы при переименовании вуза обязательно было слово «государственный» и сохранено имя И.И. Ползунова. Я набрался смелости попросить об этом членов коллегии, в то время как некоторые ректоры просили не оставлять переименованному вузу прежнее имя.
После коллегии мне нужно было срочно получить копию приказа о присвоении вузу статуса университета на руки, так хотелось сделать своей альма-матер подарок к Новому году, поэтому я быстро пробежался по уже знакомым кабинетам Кинелева и Новикова и решил вопрос.
27 декабря в 10:00 я уже был на заседании Ученого совета вуза, где и передал приказ ректору о присвоении Алтайскому политехническому институту статуса университета».