ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
290 лет со дня рождения Ивана Ползунова

290 лет со дня рождения Ивана Ползунова

13.03.2018 10:23

14 марта исполняется 290 лет со дня рождения инженера, изобретателя Ивана Ивановича Ползунова (1728−1766 гг.).

Будущий великий изобретатель начинал свою деятельность в качестве ученика механика в Горнозаводской школе при металлургическом заводе в Екатеринбурге. Затем талантливого юношу перевели на алтайские Колывано-Воскресенские заводы. Девятнадцатилетний Ползунов стал гиттеншрейбером – смотрителем при плавильных печах.

Жадный до знаний, он самостоятельно изучал книги по металлургии и минералогии. А в апреле 1763 года положил на стол начальника завода свой проект первого в мире двигателя с работой двух цилиндров на один общий вал, что позволяло обходиться без гидравлического привода.

С «ноу-хау» ознакомили Екатерину II, и она пожаловала изобретателя в «механикусы» с чином инженерного капитан-поручика. Однако государственной поддержки инновационная разработка не получила.

И все-таки Ползунов сумел убедить руководство завода в целесообразности строительства двигателя. Почти невозможное (в тогдашних производственных условиях) осуществилось. На изготовление деталей ушел год. Для сборки машины соорудили сарай высотой с трехэтажный дом. Там Ползунов, больной чахоткой, – чрезвычайное напряжение сил подорвало его здоровье, – пропадал целыми днями. Домой возвращался затемно. А утром, невзирая на уговоры и слезы жены, снова спешил к своему детищу. Собрать успел, но до пуска не дожил.

Машину опробовали в действии уже после смерти Ивана Ивановича, в конце мая 1766 г. Через несколько лет машина пришла практически в негодность, поскольку ее котел прогорел. Заводским начальством было принято решение «пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». Еще через пару лет машина окончательно сломалась. Титаническое сооружение было разобрано на запасные части, а имя его создателя оказалось надолго стерто из памяти и жителей Алтая, и ученых мужей России. Опередивший свое время гениальностью своих изобретений ученый-самоучка вновь смог «воскреснуть» только в памяти своих потомков, которые сумели оценить техническую мысль Ползунова по достоинству. И, несмотря на отличные результаты, решили, что в дальнейшем «пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается». 

Память

4 мая 1961 года тогда еще Алтайскому политехническому институту (ныне Алтайскому государственному техническому университету) было присвоено имя талантливого русского изобретателя Ивана Ползунова.

Этой высокой чести вуз был удостоен за успешное развитие учебно-производственной базы, подготовку научно-педагогических кадров и качественную организацию учебно-воспитательного процесса. В этом же году руководство вуза учредило для лучших студентов стипендию имени И.И. Ползунова.

В 1980 году на площадке у входа в главный корпус университета Ивану Ползунову был сооружен памятник. Так как прижизненных портретов изобретателя не сохранилось, московский скульптор Исаак Бродский творил образ с главного архитектора Барнаула.

В Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Иркутске, Барнауле, Туле и Воронеже именем Ползунова названы улицы.

Первое учебное заведение Екатеринбурга – горнозаводская школа – теперь называется Уральским государственным колледжем имени И.И. Ползунова. 6 июня 2011 года в Великом Новгороде открыт памятник И.И. Ползунову – создателю первой паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. Его именем названо научно-производственное объединение «Центральный котлотурбинный институт» в Санкт-Петербурге.

Проведение Ползуновского бала в этом году посвящено юбилейной дате. Кроме того, 14 марта в 13:00 на главной площади АлтГТУ состоится студенческая акция.

В материале использовалась информация газеты «Культура» 

и Липецкой областной универсальной научной библиотеки