В 2016 году Александр Брютов, аспирант кафедры ДВС ФЭАТ, стал одним из стипендиатов Президента РФ, направляемых для обучения за рубеж. Сегодня он не только делится своими впечатлениями о зарубежной стажировке, но и рекомендует политехникам принимать самое активное участие в этой программе.
Особенностью программы, по словам Александра, является то, что у стипендиата есть возможность самостоятельно выбрать любой вуз, который входит в мировые академические рейтинги. Главное, необходимо заранее договориться с принимающей стороной, составить смету расходов и корректно оформить все документы. Объём гранта составляет $24000 и перечисляется Минобрнауки России непосредственно на счет принимающей организации. Стипендия покрывает расходы стипендиата на обучение, оформление визы, проезд до места обучения и обратно, проживание, медицинскую страховку и оплату местного транспорта. После завершения обучения стипендиаты предоставляют в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России отчет о достигнутых результатах, утвержденный руководителем направляющей организации, а также отчет принимающей организации о расходовании выделенных средств на языке принимающей организации, а также его перевод.
А. Брютов: «Моя научная стажировка проходила в течение весеннего семестра 2017 года, с января по май, в Миссурийском университете – крупном исследовательском центре США, находящемся в г. Колумбия (англ. University of Missouri,Columbia). Я успешно окончил программы “Intensive English Program” и “Program of Independent Studyin Energy”, познакомился с американской культурой и системой высшего образования США, и как бы вновь обрёл себя.
Учебная программа “Intensive English Program” (IEP) включала в себя 4 курса по грамматике американского английского языка, письму, чтению, слушанию и разговорной речи, а также практику и внеклассные мероприятия. Занятия проходили ежедневно в будни с 8:00 до 15:30. Академическая составляющая IEP-программы была направлена на улучшение навыков чтения, записи лекций, написания исследовательских работ, расширение лексикона и повышение эффективности общения в университетской среде. Большое внимание уделялось выполнению домашних заданий, которые были равномерно распределены в течение семестра и имели жёсткие дедлайны – крайние сроки.
На каждой неделе проходили квизы (опросы), в середине семестра –Midterms (аналог аттестации в АлтГТУ), а в конце обучения – внутренние IEP-экзамены и TOEFL ITP.
Внеклассные мероприятия предусматривали ознакомление с регионом и американской культурой. Например, имели место поездки в столицу штата Миссури – г. Джефферсон-Сити, зоопарк и художественный музей г. Сент-Луис, основанный французскими колонистами, а также в пещеры рядом с г. Камдентон. В целом программа интенсивного английского языка и полученный языковой и культурный опыт общения с носителями языка сыграли важную роль в улучшении навыков международной коммуникации.
Программа исследований в области энергетики подразумевала индивидуальный план работы с профессорами департамента механического и аэрокосмического инжиниринга и департамента управления сельскохозяйственными системами Миссурийского университета. Кроме того, Международным центром Инженерного колледжа были организованы выездные экскурсии на кафедру двигателей внутреннего сгорания Миссурийского университета науки и технологии в г. Ролла и лабораторию качества топлива г. Джефферсон-Сити.
Система образования в США отличается от российской и имеет определенное сходство с Болонской системой. Американская система высшего образования строится на трёх ключевых философских убеждениях: вере в ограниченное правительство и свободу выражения, вере в капитализм и рациональность рынков, а также вере в равные возможности и социальную мобильность. Если рассматривать преимущества и недостатки американского высшего образования, то, с одной стороны, университеты и колледжи США выделяются либерализмом учебных программ (студенты самостоятельно выбирают предметы и специализацию), развитой системой грантов, конкуренцией и высокой внутренней мотивацией студентов, наличием хорошей инфраструктуры и материальной базы для учёбы, научных исследований и занятий спортом, ориентацией обучения на практику, а также широким признанием дипломов топовых американских высших учебных заведений в мире, с другой стороны, существуют и проблемы, связанные с отсутствием единых образовательных стандартов, отношением к образованию как услуге, ограниченностью американского образования излишней специализацией и, безусловно, высокой платой за обучение. В конце концов, американское образование – это основа высокого качества жизни и ключ к конкурентоспособности на международной арене, а для русских – это ещё и прекрасный способ расширить кругозор, прикоснуться к современному центру западной культуры и получить перспективную специальность в актуальной сфере.
Во время весенних каникул и после окончания обучения в Миссурийском университете я совершил тур по Восточному и Западному побережьям штатов. Маршрут поездки по живописнейшему тихоокеанскому побережью пролегал через неповторимые города Калифорнии, кампус Калифорнийского университета в Беркли, великие инженерные сооружения – мост Золотые Ворота и плотину Гувера, а также через одно из самых необычных геологических образований на Земле – Большой каньон. К примеру, Лос-Анджелес заслуживает звания американской столицы развлечений, притягивая одних своими великолепными пляжами, других − голливудскими звёздами, третьих – молодёжной атмосферой. Здесь буквы HOLLYWOOD на Голливудских холмах действительно напоминают надпись «БАРНАУЛ» на склоне Оби. В свою очередь, Сан-Франциско вдохновляет своим незабываемым силуэтом города и его революционной молодёжной культурой. Путь по атлантическому побережью США проходил через крупнейшие города штатов – Нью-Йорк, Пенсильвания и Массачусетс, а также через Ниагарский водопад – красивейший комплекс водопадов в Северной Америке. В частности, Нью-Йорк поражает своими небоскрёбами и является законодателем тенденций во всём, что касается развлечений, моды и бизнеса. Филадельфия – колыбель американской демократии. Вашингтон – волшебная столица Америки с восхитительными памятниками и самыми властными политическими институтами. Бостон сочетает в себе исторические традиции с современным ритмом жизни благодаря ведущим вузам, таким как Гарвард и Массачусетский технологический институт, а также чем-то напоминает Барнаул. Наибольшее впечатление на меня произвели Калифорния и Бостон. Я вполне согласен со словами французского писателя Анатоля Франса, что «иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома».
В итоге, за время стажировки в США мне удалось собрать материалы по теме диссертационного исследования в области моделирования рабочих процессов поршневых двигателей с искровым зажиганием и их экологических характеристик, публикации и PhD-диссертации на английском языке и получить обратную связь от зарубежных учёных. Кроме того, обучение за рубежом расширило границы моего мировоззрения, а новый жизненный опыт стал мощным стимулом для личностного и профессионального роста».