Она позволяет рациональнее использовать работающую на полях технику.
Сотрудники Алтайского государственного технического университета (АлтГТУ) создали прототип системы автоматического управления движением колесной сельхозтехники с использованием систем GPS и ГЛОНАСС. В первую очередь, такая система разрабатывается для техники российского и белорусского производства, рассказал ТАСС инициатор проекта, завкафедрой «Теоретическая механика и механика машин» АлтГТУ Владимир Поддубный.
«Это совместная разработка с представителями кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство», привлекались и студенты. На данный момент сделан экспериментальный образец — подруливающее устройство на основе систем GPS-навигации управляет движением транспорта, обеспечивает движение по заданной траектории. Водитель в этой схеме присутствует — ему нужно переключать передачи, управлять прицепным орудием», — сказал Поддубный.
Он пояснил, что подобная система управления позволяет рациональнее использовать работающую на полях технику и обрабатывать все участки в соответствии с концепцией «точного земледелия». Концепция системы «точного земледелия» рассматривает поле не как однородную единицу, как это делается традиционно, а как разнородную структуру, в которой для разных участков пашни — вплоть до квадратного метра — могут создаваться условия, необходимые именно этому участку. Это позволяет экономить около 30−35% удобрений, повышать качество посевов и урожайность.
В системе автоматического управления движением колесных сельхозмашин использованы спутниковые системы GPS И ГЛОНАСС. Как отметил собеседник агентства, подобные технологии сегодня есть, но они реализуются в основном за рубежом и на зарубежной технике. Алтайские специалисты разрабатывают технологию для отечественной и белорусской техники. Предполагается, что она будет работать с тракторами К-740, К-744, «Белорус», широко распространенных в российском АПК. На подобных машинах проводились и испытания системы.
«Импортные системы не всегда могут работать с нашими отечественными тракторами, в том числе с теми, которые давно находятся в эксплуатации. Задача, в том числе, сделать систему дешевле импортной. Это пока опытный образец, его характеристики сопоставимы с импортными, система работоспособна. Разработано и свое программное обеспечение для технологии, которое обеспечивает определение положения трактора», — пояснил Поддубный.
Сейчас, по его словам, разработчики ищут инвесторов, чтобы довести образец до массового промышленного выпуска. Пока проект ведется силами кафедры, аспирантов и студентов — некоторые запчасти авторы проекта приобретали и за свой счет.