В краевой программе для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая», в этом году отметившей двадцатипятилетие, учебный год начался с лектория для педагогов «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися и молодёжью».
Мероприятие прошло с 27 по 29 сентября на площадке Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22» (г. Барнаул, ул. Кутузова, 22), генерального исполнителя программы «Будущее Алтая». Работа лектория была организована по секциям, все желающие могли присутствовать в аудитории или присоединиться к трансляции.
Слушатели лектория вместе с учеными алтайских вузов обсуждали актуальные направления подготовки исследовательских и проектных работ по предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла, рассказывали, как приобщить школьников к научно-исследовательской работе и помочь им наиболее полно раскрыть свои способности.
Всего участниками мероприятия стали более 500 педагогических работников из 9 городов (Барнаул, Белокуриха, Бийск, Горняк, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород), городского округа (ЗАТО Сибирский) и 27 районов (Алейский, Алтайский, Бийский, Благовещенский, Егорьевский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Косихинский, Кулундинский, Кытмановский, Локтевский, Михайловский, Павловский, Панкрушихинский, Первомайский, Петропавловский, Поспелихинский, Родинский, Тальменский, Троицкий, Тюменцевский, Усть-Пристанский, Хабарский, Чарышский, Шипуновский, Целинный).
Секция «Физика, техника, астрономия»
Доктор технических наук, профессор АлтГТУ имени И.И. Ползунова В.Я. Федянин рассказал участникам лектория о «зеленой» энергетике, необходимости использования альтернативных источников энергии. А.Я. Суранов, кандидат технических наук, доцент АлтГУ, подробно рассмотрел вопросы использования популярных контроллеров, датчиков и средств робототехники для подготовки исследовательских работ. С.Л. Леонов, доктор технических наук, профессор АлтГТУ имени И.И. Ползунова, увлек присутствующих докладом о системе искусственного интеллекта и нейронных сетях. А.Д. Насонов, кандидат физико-математических наук, профессор, рассказал о проблемах и перспективах организации научно-исследовательской деятельности. О.В. Андрухова, кандидат физико-математических наук, доцент АлтГТУ, представила информацию о том, как занимательные опыты по физике могут стать первым шагом к подготовке проекта.
Учитель физики гимназии № 1 г. Бийска А.Ю. Комарицкая поделилась опытом организации исследовательской и проектной деятельности в школе. Т.Б. Баташова, учитель физики Налобихинской СОШ им. А.И. Скурлатова Косихинского района, рассказала о работе с одаренными школьниками по астрономии.
Никита Никонов, ученик 11 класса Озерской СОШ Тальменского района, презентовал исследовательскую работу по направлению «Новые материалы».
Секция «Математика, информатика, экономика»
С особым вниманием слушали участники лекции ученых из АлтГПУ. О методике подготовки научно-исследовательских работ школьников по математике рассуждал с педагогами кандидат физико-математических наук, доцент А.В. Кислицин, а кандидат педагогических наук, доцент А.А. Ушаков подробно рассмотрел применение робототехники в учебных и исследовательских проектах учащихся. А.П. Борисов, кандидат технических наук, доцент, педагог дополнительного образования СОШ № 1 города Новоалтайска, подробно, с примерами, обсудил с аудиторией использование программно-аппаратных средств в проектах учащихся.
Учитель математики Дмитро-Титовской СОШ Кытмановского района С.В. Дулина рассказала о проблемах организации исследовательской и проектной деятельности в школе.
Секция «История, археология, краеведение, этнография»
Слушатели были буквально заворожены лекцией «Исторический парк «Россия – моя история», новые педагогические возможности в изучении курса» О.Н. Труевцевой, доктора исторических наук, профессора АлтГПУ. С научным сотрудником Лаборатории исторического краеведения АлтГПУ В.Б. Бородаевым, участники двух форматов «окунулись» в мир активных форм организации исследовательской деятельности учащихся. Д.Е. Шорина, кандидат культурологии, доцент АлтГУ, обсудила особенности работы школьников с источниками при подготовке исследований.
Педагог дополнительного образования из школы № 98 с. Власиха (г. Барнаул) О.А. Царегородцева представила сообщение о формировании ключевых компетенций через включение учащихся в исследовательскую деятельность. Л.И. Мухопад, учитель истории филиала Поспелихинская СОШ № 1 Клепечихинской СОШ Поспелихинского района, презентовала опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников. И.В. Тищенко, учитель географии СОШ № 48 г. Барнаула, рассказала, исходя из личного опыта работы, о формировании навыков и умений исследовательской деятельности у школьников. Руководитель школьного музея «Наследие» СОШ № 125 г. Барнаула Г.Н. Белоглазова проинформировала о мероприятиях школьного музея, ставших «ключом» к выполнению исследовательских и проектных работ.
Секция «Литература, психология, социология»
Открыл работу секции Сергей Анатольевич Мансков, директор Детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22», лекцией «Анализ художественного текста». Н.И. Тюкаева, кандидат филологических наук, доцент АлтГПУ, говорила с участниками об основах научно-исследовательской деятельности школьников по русскому языку. М.И. Черепанова, доктор социологических наук, профессор АлтГУ, вовлекла присутствующих в обсуждение методики проведения междисциплинарных исследований.
Психолог гимназии № 42 г. Барнаула О.А. Шилова поделилась практическим опытом организации исследовательской деятельности учащихся. О.Ф. Мурзинцева, учитель русского языка и литературы Косихинской СОШ им. А.М. Топорова Косихинского района, выступила с сообщением «Развитие творческих способностей учащихся и навыков самостоятельной исследовательской работы на уроках русского языка и литературы».
Секция «Экология, биология, медицина, химия, география»
Кандидат биологических наук, доцент АлтГУ Е.В. Шапетько выступила с лекцией «Научно-исследовательская работа со школьниками: основные проблемы и пути их решения». О «зеленой» химии рассказал педагогам В.В. Коньшин, доктор химических наук, доцент АлтГТУ им. И.И. Ползунова. Л.В. Швецова, кандидат географических наук, доцент АлтГУ, подготовила выступление «Алгоритм подготовки презентаций проектных и научно-исследовательских работ школьников». Н.Ю. Поцелуев, кандидат медицинских наук, доцент АГМУ Минздрава России, представил информацию об особенностях организации научно-исследовательских работ учащихся по направлению «медицина».
Учитель географии, биологии, химии Сарасинской СОШ – филиала Алтайская СОШ № 5 Алтайского района В.Н. Бердюгина ознакомила присутствующих с информацией о проектно-исследовательской деятельности как средстве развития познавательных процессов школьников. Т.С. Исакова, учитель биологии СОШ №7 г. Заринска, рассказала о формировании навыков и умений исследовательской деятельности обучающихся.
По признанию большинства участников, подобный лекторий – «нужное и важное мероприятие».
«Спасибо за интересный лекторий. Мне, как учителю начальных классов, интересно было узнать об использовании контроллеров, датчиков, платформ при подготовке проектов с детьми». Т.А. Чеботарева, учитель начальных классов, Степновская СОШ, Родинский район.
«Каждый получил возможность задать вопросы, выявить для себя новые методики в организации научной деятельности учащихся. Продуктивно и полезно! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!» А.В. Плотникова, учитель русского языка, лицей № 130 «РАЭПШ», г. Барнаул.
«Замечательная организация и теплая, душевная рабочая обстановка!» О.А. Шилова, педагог-психолог, гимназия № 42, г. Барнаул.
«Рада, что приехала на лекторий, хотя можно было послушать у монитора. Очный формат гораздо продуктивнее. Есть возможность получить обратную связь сразу же! Спасибо за организацию!».Т.В. Петракевич, учитель литературы, лицей № 2, г. Камень-на-Оби, Каменский район.
По окончании работы лектория всем участники получили сертификаты, а также записи лекций, презентации.
Организаторы выражают благодарность всем участникам мероприятия за продуктивную работу и искреннюю заинтересованность в развитии интеллектуального потенциала молодежи и школьников Алтайского края.