Председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай Ректор АлтГТУ Андрей Марков принял участие в заседании.
В своём выступлении Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул, что высшее образование не может развиваться в отрыве от экономики, которая на данный момент переживает фундаментальные изменения. На этом фоне становится очевидна потребность в новом подходе к обучению инженеров и смежных специальностей. Для этого, по словам Валерия Фалькова, необходимо восстановить проектирование, производство и обслуживание по тем технологическим кластерам, которые ранее зависели от импорта, сообщает офсайт Минобрнауки России.
«У нас в контрольных цифрах приема более 40 процентов инженерных и технических специальностей. В ближайшее время в несколько раз расширится число технологических направлений, а в их рамках в несколько раз вырастет число востребованных экономикой специалистов-инженеров. Возникает запрос на инженера, способного создавать технологии, а не просто их обслуживать. Еще два года назад мы начали разрабатывать новый проект по созданию передовых инженерных школ, уже тогда понимая, что в перспективе нам надо будет трансформировать и перестраивать инженерное образование. В прошлом году этот проект был анонсирован, а в этом году мы уже получили 91 заявку от различных вузов», — подчеркнул Министр науки и высшего образования РФ.
По словам Валерия Фалькова, главный запрос в адрес образования со стороны экономики — это гибкость. При этом Министр указал на то, что современная классическая система подготовки 4+2 не позволяет выпускникам специалитета поступить на бесплатное место в магистратуру. Для адаптации к запросам рынка труда Глава Минобрнауки РФ предложил рассмотреть другие варианты построения программ и дать выпускникам специалитета те же права, что и выпускникам бакалавриата.
«В значительной части педагогических вузов сегодня реализуется пятилетний бакалавриат с двумя профилями, потому что бакалавру можно бесплатно поступать в магистратуру, а специалисту нельзя. Давайте создадим равные условия. Сочетание хорошо знакомых форматов, уровней и практик можно сложить так, чтобы это соответствовало нашим интересам, отвечало на вызовы и позволило более динамично двигаться вперед», — отметил Валерий Фальков.
Более долгий срок подготовки дает возможность, не жертвуя профессиональным ядром, сформировать у специалиста так называемые мягкие навыки и обеспечить гуманитарными знаниями даже студентов технических специальностей.
«Гуманитарный цикл высшего образования в рамках технической подготовки будет восстановлен в своих правах. Его первоочередная задача — сформировать личность российского интеллигента. Для нас немаловажно, что мы должны не только удовлетворять потребности экономики, но и заниматься формированием полноценной личности», — подчеркнул Министр науки и высшего образования РФ.
По словам Министра, одна из актуальных задач сегодня — по-новому посмотреть на знакомые элементы и сделать необходимые корректировки. В частности, отметил Валерий Фальков, нам нужно широкое осмысление института магистратуры. Она должна быть сосредоточена на тех площадках, которые могут ее обеспечивать, в том числе в тесной кооперации с технологическими партнерами и прикладными магистерскими программами.
Глава Минобрнауки России указал на то, что в корректировке под действием внешних изменений нуждается также институт академической мобильности.
«Очевидно, что направления мобильности изменились в одностороннем порядке, и мы не можем этого не учитывать. Мы должны сохранить институт академической мобильности, но развить его по-новому, чтобы студенты могли передвигаться внутри страны между ведущими университетами, региональными и столичными. Также нам нужно дать студентам возможность двигаться в Юго-Восточную Азию, в Латинскую Америку, страны ЕАЭС», — рассказал Глава Минобрнауки России.
Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что национальная система образования в России должна учитывать принципы баланса фундаментальности образования и прикладного результата, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, а также возможность получения дополнительных квалификаций.
«Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших признанных в мире традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который был наработан за последние 20 лет. И прежде всего в опоре на наши мощные научные и образовательные школы, возглавляемые ведущими учеными», — отметил Виктор Садовничий.