В Государственной Думе под председательством спикера Вячеслава Володина прошли парламентские слушания по вопросам развития системы высшего образования в России.
В ходе выступления Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обозначил исторические традиции российского образования и наметил актуальные траектории его развития.
«Беспрецедентные вызовы и ограничения, с которыми мы столкнулись, с очевидностью диктуют системе высшего образования необходимость изменений. Начинать надо с целеполагания и изменения стратегического вектора развития, с выработки и обсуждения тех принципов, которые будут положены в фундамент системы высшего образования на новом этапе ее развития. Не разрушая того положительного, что удалось достичь, и не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него все лучшее — и двигаться вперед. Но при этом предлагается выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта и попыток соответствия чужим стандартам. Опираясь на наши традиции, понимая свои конкурентные преимущества, надо оперативно ответить на новые вызовы с учетом запросов меняющейся экономики», — заявил Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России обозначил традиции российской высшей школы, которые должны лечь в основу модернизации всей системы высшего образования:
Всеобщее школьное образование
«Школы и университеты должны работать вместе над качеством школьного образования. На новом этапе развития необходимо уделить приоритетное внимание работе вузов со школьниками, особенно по математике, информатике, физике, химии и биологии».
Фундаментальность
«В новых условиях, несмотря на развитие академической мобильности и запрос рынка труда на сокращение сроков обучения и гибкость образовательных программ, принципиально важно сохранить фундаментальность высшего образования. Конечно, сделать это надо в новом, современном прочтении».
Упор на точные науки
«В отечественном образовании были и есть сильные традиции в математике, физике, подготовке инженеров, решении сложнейших научно-технологических задач. Все это составляет хороший задел для дальнейшего развития системы высшего образования».
Новая реальность для высшего инженерного образования
Валерий Фальков обозначил значимость подготовки высококвалифицированных инженерных кадров и роль социогуманитарной компоненты в техническом образовании.
«Сейчас нашей стране предстоит восстановить проектирование, производство и обслуживание целого ряда сложных технологических кластеров, которые ранее мы могли импортировать. Этот вызов создает совершенно новую реальность для высшего инженерного образования. Нужны разработчики технологий, конструкторы, интеграторы, ориентированные на результат, на конкретные инженерные проекты. Более продолжительный срок профессиональной подготовки инженеров не только позволит повысить системность знаний, но и даст возможность, не жертвуя профессиональным ядром, включить в программу обучения весомую социогуманитарную компоненту. Таким образом, гуманитарный цикл в высшем техническом образовании может быть восстановлен в своих правах. Его задача — не только облегчить профессиональную карьеру выпускника, но и сформировать личность российского интеллигента, патриотичного и социально активного, с широким кругозором и высокими культурными запросами», — отметил глава Минобрнауки России.
Ключевые принципы, на которых Минобрнауки России предлагает выстраивать национальную систему высшего образования:
Достижение национальных целей
«В основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития. Сегодня это обеспечение технологического суверенитета».
Открытость
«Мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. Будем развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научные и образовательные проекты с зарубежными коллегами. Система высшего образования России должна стать еще более конкурентоспособной на мировом уровне, понятной и привлекательной для иностранных студентов».
Фундаментальность
«Важнейшим элементом модернизации системы высшего образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!»
Гибкость
«Система образования должна быть максимально гибкой, предоставляя каждому студенту возможность оперативно изменить свой маршрут в соответствии с запросами самого студента и ожиданиями рынка труда».
Практичность
«Система образования должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование нужных и востребованных обществом и рынком труда умений и навыков. В первую очередь речь идет о цифровых навыках и умениях. Практическая, проектная деятельность студентов должна быть обязательной частью образовательных программ».
Воспитание
«Университеты должны формировать у молодежи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов».
Отвечая на вопрос о привлечении молодежи в науку, глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал о подготовке серии предложений, связанных с материально-техническим обеспечением и социальной защитой тех, кто работает в университетах и научно-исследовательских институтах.
«В этом году был существенно увеличен объем средств, выделенных на жилищные сертификаты. Если в прошлом году это было 286 млн. рублей, то в этом году был добавлен миллиард. Одновременно мы с коллегами прорабатываем вопрос, связанный с научной ипотекой», — сообщил Валерий Фальков.
«В программах «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы», в которых участвуют сотни университетов, мы делаем акцент на привлечении молодежи в исследовательскую деятельность», — добавил глава Минобрнауки.
«Развивая систему высшего образования, создавая условия нашим университетам, на новом этапе развития нам предстоит на принципиально другом качественном уровне организовать воспитательную работу. Университеты должны формировать у молодежи уважение к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. Страна у нас большая, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история и общие ценности», — в ходе парламентских слушаний сказал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Отвечая на вопрос о том, как сохранить интерес иностранцев к российскому образованию, Министр науки и высшего образования РФ рассказал об увеличении квот для студентов из-за рубежа.
«По решению Правительства РФ мы удваиваем квоту для иностранных граждан. В позапрошлом году было 15 тыс. мест, в прошлом — 18 тыс. мест, в этом — 23 тыс., а на следующий год будет 30 тыс.», — отметил Валерий Фальков.
Также он сообщил, что в России сегодня обучается 345 тыс. 98 иностранных студентов. Лидирует Казахстан — почти 60 тыс. учащихся, за ним идут Узбекистан, Туркменистан, Китай и Индия.
«Нам надо повышать качество образования, научную компоненту, запуская новые интересные проекты, развивая материально-технические условия. Не надо переоценивать значение бакалавриата и магистратуры в борьбе мотивов. Абитуриент, когда поступает, взвешивает все аргументы при выборе страны, куда он едет, университета, в который поступает, качество образования, которое дает вуз», — добавил Министр.