26 ноября 2022 года в Центре детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» состоялся отборочный этап V Детского научного конкурса (ДНК) Фонда Андрея Мельниченко, реализуемого в рамках «Программы поддержки одаренных школьников в регионах присутствия компаний ЕВРОХИМ, СУЭК и СГК».
Всего в этом году на ДНК-2023 было представлено более 330 проектов из 45 регионов России. В отборочном этапе на площадке Центра детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» приняло участие свыше 80 конкурсантов из 11 субъектов Российской Федерации от Камчатки до Астрахани. Многие из юных ученых и изобретателей защищали свои проекты удаленно через систему видеоконференцсвязи. Всего на отборочный этап конкурса в Барнауле было представлено 49 работ: 10 исследовательских, 31 инженерных и 8 IT-проектов.
Открыл мероприятие ректор Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова Андрей Марков. «Очень приятно, что в конкурсе сегодня участвуют ребята не только из Алтайского края, но и из других регионов России: Якутия, Петропавловск-Камчатский, Красноярский край, Новосибирская и Иркутская области, Пермский край, Астраханская область Хабаровский край, Чита, Ханты-Мансийский автономный округ. Цель Детского научного конкурса Фонда Андрея Мельниченко — выявление и развитие талантливых детей», – отметил он.
От имени губернатора Алтайского края Виктора Петровича Томенко с замечательным событием — открытием V Детского научного конкурса Фонда Андрея Мельниченко — конкурсантов поздравил Министр цифрового развития и связи Алтайского края Евгений Зрюмов. «Мы живём сейчас в такое время, когда потребность в научных исследованиях очень высока, — сказал он. – Неслучайно текущее десятилетие в России объявлено Десятилетием науки и технологии. И замечательно, что вы уже со школьной скамьи заинтересовались и заразились вот этим научным творчеством. Пронесите свою любовь к науке через все свои школьные и студенческие годы! Желаю вам больших научных побед, новых друзей, новых проектов и новых эмоций!»
В течение всего дня юные изобретатели, ученые и программисты достойно представляли гостям конкурса и членам жюри свои проекты, рассказывали о перспективах их развития и отвечали на сложные и порою недетские вопросы.
Внимательно заслушав всех докладчиков и всесторонне изучив представленные проекты, жюри определило победителей и призеров. В номинации «Исследовательские проекты» в младшей и средней возрастных группах победителями регионального этапа V Детского научного конкурса Фонда Андрея Мельниченко стали воспитанники Центра детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» Варвара Кормина (6 класс, г. Барнаул) с проектом «Гель для мытья посуды «Горчичка»», Максим Алексеев и Семен Меркурьев (7 класс, г. Барнаул) с проектом «Исследование возможности использования масел с повышенными кислотными числами в мыловарении». В старшей возрастной группе лучшим исследованием признана работа «Изучение энтомопатогенного гриба Beauveria bassiana с целью создания нового биоинсектицида» Анны Чемезовой (10 класс, г. Иркутск).
В номинации «Инженерные проекты» победителем в младшей возрастной группе стал Наум Васильев (6 класс, г. Петропавловск-Камчатский) с проектом «Тренажер для реабилитации после инсульта». В средней возрастной группе первое место заняли «наследники Ползунова» Александр Савунов и Руслан Курников (8 класс, г. Барнаул) с проектом «Детский конструктор «Умняшка»», а в старшей – Степан Тимченко (8 класс) , Кирилл Быстрицкий (10 класс) и Савелий Сидоров (8 класс) с работой «Система удаленной подводной связи».
В номинации «IT-проекты» победителями регионального этапа ДНК-2023 в Барнауле стали в средней возрастной группе учащийся ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» Владимир Болтенков (7 класс, г. Барнаул) с «Разработкой приложения «Помоги слабослышащим!»» и его товарищ из старшей возрастной группы Михаил Лисовой (10 класс, г. Барнаул) с «Разработкой мобильного приложения «Phone view control»».
Сильными и интересными были также проекты, ставшие призёрами отборочного тура ДНК-2023. В номинации «Инженерные проекты» на втором месте расположились следующие работы: «Кормушка для домашних животных с удалённым управлением» Златы Опёнышевой (6 класс, г. Барнаул), «Макет системы усовершенствования литейного оборудования» Никиты Сбитнева (8 класс, г. Барнаул), «Устройство измерения плотности в химически агрессивной среде» Данилы Шиляева и Валерии Чернодоли (11 класс, г. Барнаул), «Система контроля ремней безопасности «Спасение» Артура Сулейманова (10 класс, г. Радужный, ХМАО-Югра) и Данила Панченко (2 курс, г. Радужный, ХМАО-Югра).
Третье место поделили проекты «Дверца для питомца, пригодная к применению в суровых климатических условиях» Никиты Лобанова (6 класс, г. Барнаул), «Изучение принципов создания моделей электромобилей в САПР программах» Андрея Гаврилова (7 класс, г. Астрахань), «Устройство для снятия грата» воспитанников «Кванториума.22» Ярослава Вержбицкого (8 класс, г. Барнаул), Владислава Бабакова (9 класс, г. Барнаул) и Ярослава Захарова (9 класс, г. Барнаул), «Переносное устройство-лаборатория для автоматического измерения химических свойств почвы» Владислава Наточего (11 класс) и Екатерины Ухановой (9 класс) из Астрахани.
В номинации «IT-проекты» эксперты отметили актуальность идей и глубину проработки занявшего 2 место проекта «Система управления ПК взглядом на основе искусственного интеллекта» Дмитрия Панова (11 класс, Лицей «Сигма», г. Барнаул). На 3 месте расположилась «Система автоматизированного мониторинга учебного процесса по изображению с камер видеонаблюдения в образовательных учреждениях» Мухаряма Бавиева (11 класс, г. Астрахань).
В номинации «Исследовательские проекты» дипломами 2 степени отмечены работы «Бумага из опавших листьев» Егора Тищенко (7 класс, г. Барнаул) и «Экспериментальные исследования физико-химических свойств сверхтонких пленок LiNbO3 методами сканирующей зондовой и электронной микроскопии» Владислава Петунина (11 класс, г. Астрахань).
Дипломами 3 степени награждены проекты «Клонирование сложно размножаемых растений с помощью 6-БАП» Александра Мурсакова (11 класс, г. Барнаул) и «Расчёт математической модели системы наведения спутника для сведения мелкого космического мусора с орбиты Земли» Артема Коновалова (11 класс, г. Барнаул).
«Благодарю за высокую оценку моего проекта, — поблагодарил экспертов Михаил Лисовой. — Надеюсь, что сотрудничество ученых умов и участников Детского научного конкурса продолжится и в дальнейшем».
«Большое спасибо Благотворительному фонду Андрея Мельниченко за прекрасный конкурс и возможность принять участие в нём! – выразила свои чувства Анна Чемезова, учащаяся МБОУ «СОШ №24» г. Иркутска. – Поразил уровень организации и проведения отборочного этапа, а также высочайшая квалификация экспертов. Желаю успехов Фонду! Вы делаете очень важное дело для детей и будущего нашей Родины! Россия с такими меценатами будет сильной страной и самой передовой в мире».
Заключительный этап V Детского научного конкурса Фонда Андрея Мельниченко состоится уже совсем скоро — в феврале 2023 года. А пока ребята с нетерпением ждут объявления финалистов ДНК, которые представят свои проекты на всероссийском этапе турнира и смогут побороться за победу в V Детском научном конкурсе Фонда Андрея Мельниченко.
Справка:
Благотворительный фонд Андрея Мельниченко – частный фонд инфраструктурных образовательных проектов в сфере естественных наук. Его миссия состоит в создании среды для развития талантов в российских регионах.
В рамках ключевой для Фонда «Программы поддержки одаренных школьников в регионах присутствия компаний ЕВРОХИМ, СУЭК и СГК» были открыты и успешно работают центры детского научного и инженерно-технического творчества в Барнауле, Бийске, Кемерове, Кингисеппе, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Невинномысске, Новомосковске и Рубцовске, а также детские технопарки «Кванториум» в Невинномысске и Кингисеппе. В них более 5000 школьников 5−11 классов изучают дисциплины естественнонаучного цикла в рамках программ дополнительного образования.
Подробнее о деятельности Фонда:
https://www.youtube.com/c/aimfond
Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова» был создан при всесторонней поддержке Фонда Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компании на базе Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова в сентябре 2017 года.
В 2022−2023 учебном году к обучению в ЦДНИТТ приступили более 470 школьников 5−11 классов по шести направлениям: пропедевтика, физика, химия, математика, программирование и робототехника. С 2020 года при Центре также работает шахматный клуб, в котором занимаются учащиеся 1−8 классов.
ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» — это поддержка и развитие одаренности учащихся школ, проявляющих интерес к углублённому изучению предметов естественно-математического цикла, оказание школьникам всемерной поддержки в личностном развитии, ранней профориентации, вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность и участие в предметных олимпиадах. Семь специализированных лабораторий Центра оснащены самым современным оборудованием, позволяющим реализовывать образовательные проекты любой сложности.
ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» осуществляет:
- углубленную подготовку учащихся 5−11 классов по физике, химии, математике, программированию и робототехнике;
- организацию научно-исследовательской работы школьников под руководством сотрудников и преподавателей вуза;
- подготовку школьников к предметным олимпиадам, научно-техническим конкурсам и научно-практическим конференциям различного уровня (муниципальным, региональным, всероссийским, международным и т.д.);
- психологическую поддержку школьников и родителей.
В 2020−2022 годах 100% выпускников Центра поступили в ведущие российские вузы на бюджетные места. Обучение в ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» бесплатно.
Подробнее о деятельности Центра:
http://aimfond.ru/education-centers/#b