В Московском государственном университете прошло заседание Российского союза ректоров.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков на заседании Российского союза ректоров выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации.
В мероприятии приняли участие Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, а также руководители российских вузов.
С рядом предложений по формированию национальной системы выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Первая часть выступления касалась введения базового (основного) высшего образования сроком обучения от четырех до шести лет вместо бакалавриата и специалитета. Министр отметил, что пора уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень — базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами.
«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», — отметил Министр.
При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров.
Сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.
Особое внимание глава Минобрнауки уделил трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования.
«Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)», — подчеркнул Министр.
Введение специализированного высшего образования включает следующие изменения: поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно; необходимо усовершенствовать процедуру приема: программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования; специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест; предусматривается введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний тип может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.
Глава Минобрнауки России обратил внимание, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц.