Учёные Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова совместно с Синьцзянским аграрным университетом КНР намерены заняться научным проектом в области сельского хозяйства.
Максимально точно
Преимущество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в аграрной сфере фермеры уже оценили. В АлтГТУ решили углубить научную работу в этой сфере, причём с подачи китайских коллег. Кандидат технических наук Су Цзянь в 2021 году защитил диссертацию, пройдя обучение в аспирантуре Алтайского государственного технического университета, сейчас он работает в китайской академии сельскохозяйственных наук. Там, как рассказывает проректор по научной и инновационной работе АлтГТУ им. И.И. Ползунова Александр Беушев, и предложили исследовать влияние различных удобрений на рост сельхозкультур в разные периоды вегетации. Для этого планируется использовать два дрона, которые есть в распоряжении сотрудников технического вуза.
— Первый беспилотник, о котором мы говорим, — это классический агродрон, — рассказывает Владимир Падалко, старший преподаватель кафедры информационных технологий АлтГТУ. — Но наш отличается очень большой грузоподъёмностью, это летательный аппарат с максимальной взлётной массой 80 килограммов. К нему крепится бак на 60 литров с водой или другими необходимыми жидкостями для обработки полей. Агродронов такого объёма больше в регионе ни у кого нет.
Работать этот БПЛА будет в связке с младшим братом — дроном меньших габаритов, но куда более технологичным и оснащённым не только камерой с обычным объективом, но и мультиспектральной камерой. И такой, как утверждают в университете, на территории нашего региона тоже больше нет. Появился он в вузе в феврале.
— Растения при наличии в них определённых веществ того или иного объёма выдают различное свечение, которое видит мультиспектральная камера. Это примерно так же, как при использовании тепловизора: если его навести на здание, будут видны участки с теплопотерями, — объясняет Владимир Падалко.
Такое обследование позволит увидеть, где удобрений и других веществ уже достаточно, где необходимо добавить и в каких объёмах, составить так называемую NDVI-карту и уже на основе этих данных по заданным параметрам запускать большой беспилотник. К тому же дрон с камерой работает в связке с системой Real Time Kinematic, выглядит она примерно как оборудование геодезистов и позволяет корректировать данные GPS-позиционирования БПЛА с точностью до десяти сантиметров, то есть определяемые им участки полей на карте будут отображены максимально верно. Все эти данные при работе с полями большим дроном позволят ему выдавать максимально точное полётное задание для экономии и времени, и материалов. Также с учётом данных о том, когда была предыдущая обработка, в каких объёмах, оценить её влияние на почву и сами растения для дальнейшей корректировки этих работ.
Такой беспилотник может пригодиться не только аграриям и быть полезен, например, МЧС, лесоохране для обнаружения очагов лесных пожаров в зародыше, энергетикам для поиска повреждений на линиях. Но заточена аппаратура именно под аграрные задачи, как подчёркивает Владимир Падалко, связка «дрон-камера-софт» позволяет решать их максимально эффективно.
Наработки пригодятся
При помощи агродронов можно и обследовать поля, и обрабатывать их, и досеивать семена. На базе АГАУ уже не первый год работает школа обучения пилотов, а недавно в Барнауле на опытных полях аграрного вуза прошёл первый авиасалон с презентацией БПЛА именно для сельского хозяйства.
— Беспилотники очень удобны там, где сложный рельеф полей. В Китае в большом объёме выращивают рис на затопленных полях, куда выход классической сельхозтехники в принципе затруднителен, — говорит Владимир Падалко.
Чем тогда китайскую сторону заинтересовали наши поля и барнаульский вуз? И с полями, и уж тем более с дронами в Китае, кажется, проблем быть не должно.
— Все детально мы обговорим при следующей встрече с нашими партнёрами через месяц-полтора, — говорит Александр Беушев. — Тогда же станет понятен точный план мероприятий. Конечно, действовать мы сможем только в рамках нашего законодательства, а все исследования будут согласованы с компетентными органами.
Александр Беушев отмечает, что в Россию со своими исследованиями китайская академия заходит впервые, но при этом со странами бывшего СССР — Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и другими, сотрудничает уже не первый год.
В проекте будет задействован и АГАУ, исследования планируют проводить на его опытных полях — предварительная договоренность об этом есть. Если аграрный вуз вдруг откажется, тогда, как поясняет Беушев, учёные будут искать заинтересованных среди фермеров, а недостатка в таких быть не должно. Да и в принципе проект интересен сам по себе вне зависимости от участия в нём зарубежной стороны. Как говорит проректор, даже если при дальнейших переговорах что-то пойдёт не так и китайские партнёры выйдут из исследования, политехнический вуз вполне может провести их и самостоятельно. В нашем аграрном регионе эти наработки точно будут полезны.
Кстати, с 2021 года АлтГТУ им. И.И. Ползунова и Харбинский политехнический университет на базе Бийского технического института при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований занимаются изучением и разработкой физических принципов ультразвукового бурения поверхности внеземных объектов и планет для обнаружения воды и льда.
Источник: газета «Вечерний Барнаул».