День преподавателя высшей школы уже наступил! А мы с гордостью продолжаем рассказывать вам про ярких личностей АлтГТУ в рамках рубрики #ПосмотриСДругойСтороны.
Иван Александрович Поляков – декан энергетического факультета.
Правильный выбор
Иван Александрович окончил Алтайский государственный технический университет в 2011 году по направлению электроэнергетика. После долгое время работал по специальности, занимался определением параметров устойчивости энергосистем, настройкой автоматики и проведением контрольных замеров. В 2021 году вернулся в родной университет в качестве преподавателя, чтобы делиться своими знаниями и опытом со студентами.
Еще в школе Ивана Александровича привлекала математика и физика, а отрасль энергетики притягивала его особым образом. Он ни разу не пожалел о своем выборе поступить на это направление, ведь до сих пор ему очень интересна эта область знаний.
«Мы все, так или иначе, каждую минуту контактируем с электроэнергией. Мы включаем чайники, и никто даже не задумывается, откуда в розетке берется эта энергия. Это уникальный продукт, который распространяется по проводам со скоростью света. Как это происходит, как управляется и создается, как модернизируется и организуется — это невероятно интересно», – делится Иван Александрович.
Строгий или добрый?
Вопрос о том, каким должен быть преподаватель, всегда вызывает горячие споры среди студентов и педагогов. Однако для Ивана Александровича, опытного преподавателя энергетического факультета, ответ на этот вопрос очевиден: ругать студентов — значит лишать их возможности расти и развиваться. Он твердо убежден, что мотивация должна исходить из похвалы и поддержки, а не из страха перед наказанием: «Я никогда никого не ругаю. Понимаю, что каждый студент уникален, и к каждому нужен свой подход. Если ребята начинают отставать, я всегда стараюсь помочь им».
«В этом процессе ключевым моментом является выявление недостающих знаний и умений у студента», – рассказывает Иван Александрович. Когда он замечает, что у кого-то нет необходимого фундамента для усвоения нового материала, то он начинает «копать», исследуя корни проблемы. И вместе со студентом он ищет то твердое основание, на котором уже можно что-то «построить». Его подход заключается в том, чтобы найти общий язык со студентами, чтобы они могли воспринимать информацию не как набор сухих фактов. В связи с этим Иван Александрович выработал для себя определенную формулу.
Формула преподавания по Полякову:
-
Умение привлечь внимание
«Сейчас ярко наблюдается культура быстрого потребления информации — будь то короткие видео или мгновенные обновления в социальных сетях, поэтому преподавателю необходимо уметь подстраиваться под студентов и заинтересовывать их изучаемым материалом».
-
Быть профессионалом в своем деле
«Настоящий преподаватель должен глубоко понимать предмет, который он преподает. Студенты прекрасно чувствуют фальшь и неискренность. Если преподаватель не владеет своим материалом, то студенту 100 процентов будет неинтересно его слушать».
Каждый из нас — творец своего будущего
Иван Александрович уверен, что многое зависит от самого студента. Даже если нет преподавателя — есть учебники. Вспоминая о своем пути, Иван Александрович отмечает, что процесс образования не заканчивается с получением диплома. Напротив, именно после университета начинается настоящая учеба. Работая в сложной сфере энергосистем, ему часто приходилось углубляться в процессы, вспоминать теоретические основы и применять их на практике. В этом ему помогали не только учебники, но и собственные конспекты, которые он тщательно вел на протяжении обучения. Именно поэтому главный совет от него звучит так: «Не стесняйтесь требовать от преподавателей знаний и навыков, которые вам необходимы. Вы — потребитель образовательных услуг, и ваша цель здесь — получить качественное образование. Проявляйте активность. То, что вы получите на этих занятиях, станет вашим инструментом и основой для будущей карьеры, которая позволит вам зарабатывать и развиваться».
Аквариумы
В мире повседневной суеты важно найти занятие, которое станет настоящей отдушиной. Для Ивана Александровича аквариумистика — это не просто хобби, а настоящая страсть, которая наполняет его жизнь смыслом. У него есть собственная аквариумная студия, в которой он выращивает растения и создает уникальные дизайны аквариумов, превращая обычные стеклянные емкости в живые произведения искусства.
Каждый аквариум, созданный Иваном Александровичем, — это результат многолетнего опыта и глубокого понимания экосистемы. Он с интересом запускает в них рыбок и наблюдает за тем, как они адаптируются к новым условиям.
«Я занимаюсь этим уже больше 10 лет. Мои работы можно увидеть и в общественных местах, например, в Алтайском краевом театре драмы им В.М. Шукшина установлены два аквариума, которыми я занимаюсь. Также в санатории «Барнаульский» находятся два аквариума с общим объемом 2500 литров, и в санатории в Зудилово есть еще один мой проект», — рассказывает Иван Александрович.
Наличие любимого дела, которое зажигает глаза и приносит радость, — это залог гармонии и счастья. Аквариумистика для Ивана Александровича стала именно таким занятием. Для него это возможность выразить свои идеи и чувства. Он может часами проводить время у аквариумов, погружаясь в их мир и забывая о времени. Именно поэтому он искренне желает каждому человеку найти своё любимое дело, которое станет источником вдохновения и сил.
Что для Вас значит быть преподавателем Высшей школы сегодня?
«Для меня быть преподавателем — означает передать свой положительный опыт и знания студентам, дать им стержень и ориентиры в профессиональной деятельности. Научить их не бояться сделать выбор и нести за него ответственность. Сделать их субъектами своих действий и своего счастья», — уверен он.