Совещание состоялось в Правительстве Алтайского края с участием руководителя исполкома Общероссийского народного фронта в регионе Алексея Чеснокова, заместителей Председателя Правительства Алтайского края Юрия Абдуллаева и Александра Климина, ректора Алтайского государственного технического университета имени Ивана Ползунова Андрея Маркова.
Сегодня дефицит инженерных кадров отмечен не только в Алтайском крае, но и во многих других регионах. Президент России поставил задачу в ближайшие три года подготовить 1 миллион специалистов по инженерным специальностям, до 2030 года — довести общее число до 1,8 миллиона человек.
ОНФ ведет сбор предложений от регионов по улучшению ситуации для последующего изучения и принятия мер на федеральном уровне. «Объем работы предстоит в этом направлении огромнейший. Это совместная работа вузов, органов власти и, конечно же, институтов гражданского общества», — сказал руководитель исполкома Общероссийского народного фронта в Алтайском крае.
Александр Климин подчеркнул, что в регионе промышленные предприятия многое делают для привлечения кадров. Это и процентные ставки по ипотеке для молодых специалистов, и различные программы компенсации стоимости аренды жилья, и оздоровление сотрудников, и целевое обучение. Но необходим государственный системный подход. В частности, речь идет о возможности обучения и переподготовки кадров для регионов в передовых инженерных школах.
Юрий Абдуллаев отметил, что подготовку кадров для реального сектора экономики надо начинать со школы. Так, в крае большое внимание уделяют оснащению кабинетов одного из профильных предметов — физики. На протяжении последних нескольких лет активно развиваются «Точки роста», их сегодня в регионе почти 500 — во всех базовых школах края. По словам зампредседателя Правительства региона, эту работу необходимо продолжать. «На днях мы подписали комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования в Алтайском крае. В первую очередь он рассчитан на будущих выпускников школ, их ориентацию на технические специальности», — уточнил Юрий Абдуллаев.
Ректор Андрей Марков рассказал о сотрудничестве с региональными промышленными предприятиями: «АлтГТУ – основной вуз Алтайского края, который обеспечивает промышленность, энергетические предприятия, предприятия химической, пищевой и перерабатывающей отрасли специалистами. Мы адаптировали все образовательные программы под запросы наших промышленников. Предприятия охотно берут наших ребят на практики и стажировки с самых первых лет обучения. Совместно мы проводим исследовательские проекты, к реализации которых подключаются наши обучающиеся. В последние годы увеличилась заинтересованность в целевой подготовке студентов. И такое сотрудничество выгодно не только университетам и студентам, но и самим предприятиям, которые получают более подготовленных специалистов, способных быстро адаптироваться к рабочим процессам и вносить вклад в развитие предприятий».
Он также подчеркнул, что на федеральном уровне реализуется очень много программ по поддержке инженерных школ, направленных на развитие профильных вузов. Но очень важно стимулировать регионы к участию в программах поддержки именно региональных технических вузов. Ректор отметил, что они играют ключевую роль в развитии высшего технического образования и укреплении связей между образовательными учреждениями, промышленностью и региональной экономикой. «Такие программы позволят привлекать дополнительные ресурсы для модернизации материально-технической базы вузов, обновлять лабораторное оборудование и внедрять современные технологии в образовательный процесс. Планировать создание исследовательских центров и конструкторских бюро, выполнять серьезные научно-исследовательские проекты, в том числе по заказу предприятий», – сказал ректор АлтГТУ.
По его мнению поддержка региональных технических вузов – это не только вклад в образование, но и важный шаг для устойчивого развития регионов, повышения их конкурентоспособности и создания благоприятных условий для закрепления молодежи в регионе.
Ректор предложил инициировать открытие профильных инженерных классов не только в краевой столице, но и сельских территориях. Он отметил, что такие инициативы играют ключевую роль в формировании интереса к техническим специальностям и подготовке будущих кадров для работы на предприятиях: «Работа со школьниками помогает им осознанно подойти к выбору профессии, понять свои интересы, познакомиться с миром инженерных и технических специальностей. Обучаясь в таких классах, ученик сможет и знания свои улучшить по предмету, а значит, более успешно сдать выпускные экзамены. Совместно с одной из строительных компаний города мы запустили инженерно-строительные классы в двух школах Барнаула. Ребята с 10 класса приезжают к нам в университет, знакомятся с преподавателями, более углубленно изучают физику, математику. Очень хочется, чтобы такие классы открывались повсеместно в школах Алтайского края».
По итогам совещания сформулированы предложения от региона Народному фронту для подачи на федеральный уровень.