Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Обсуждались вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами. С докладом выступил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
«За последние годы нами реализован ряд стратегических инициатив, которые направлены на повышение качества инженерного образования, на опережающее обеспечение научно-технологического развития страны инженерными кадрами», – сказал Министр.
Существующие механизмы подготовки инженерных кадров
Значимый эффект для модернизации всей системы подготовки инженеров демонстрирует проект «Передовые инженерные школы». Сегодня у 50 школ более 250 партнеров, среди которых «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Сибур», «Газпром нефть», «КАМАЗ», «Татнефть» и другие. Объем софинансирования с их стороны – 42 млрд руб. (на 12 млрд больше, чем дает государство). Проект будет масштабирован и усовершенствован под задачи технологического лидерства.
На качественные изменения в подготовке инженеров работает программа «Приоритет-2030». Яркий пример — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который благодаря участию в программе стал крупным научно-технологическим центром, чьи разработки внедряются на стратегических предприятиях.
Последовательно наращивается объем бюджетных мест на инженерные направления. При этом увеличивается и платный прием. По сравнению с 2020 годом совокупный прием на инженерные программы вырос на 21%. В 2024 году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема достигла 41%. Вузы-лидеры по качеству приема в стране – МФТИ, МИФИ и Иннополис. Средний балл поступивших туда – почти 100.
В результате работы университетов и их индустриальных партнеров медленно, но неуклонно растет доверие граждан к перспективам инженерной профессии, в том числе готовность инвестировать собственные средства в инженерное образование.
Предложения по совершенствованию подготовки кадров
Ключевым шагом станет переход на новую модель высшего образования. Соответствующий пилотный проект реализуется второй год. От программ бакалавриата без конкретной специализации, с результатом в виде обобщенной квалификации «бакалавр» необходимо перейти к подготовке инженеров с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения (например, «Горный инженер», «Инженер-металлург», «Инженер-строитель»). Вузы вместе с работодателями разрабатывают новый перечень специальностей, отвечающий вызовам технологического лидерства. В нем появятся принципиально новые программы, такие как «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения», которые нацелены на развитие новых крупных отраслей и значимых проектов. В этом случае потребность в магистратуре резко сокращается. Она становится способом получения специализированных, углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Новые подходы будут закреплены в Законе об образовании и других нормативно-правовых актах. Все эти инициативы также предполагается отразить в стратегии развития образования, которая по поручению Президента сейчас разрабатывается.
Назрела необходимость обновления механизма планирования и установления контрольных цифр приема на бюджетные места. В частности, предлагается:
- переход к финансированию образовательной программы исходя из выделенного количества бюджетных мест без ежегодной корректировки на фактический контингент (с одновременным повышением ответственности за выпуск специалистов необходимого профиля и квалификации).
- выделять до 70% бюджетных мест вузам, в первую очередь, по приоритетным специальностям, без конкурса на основе средних цифр за последние 3 года. При этом будут учитываться стратегические приоритеты развития отраслей и регионов, качество приема, качество трудоустройства, заработная плата выпускников. Еще примерно 25% бюджетных мест, по неосновным направлениям, выносить на конкурс. 5% иметь в резерве, чтобы оперативно и гибко реагировать на меняющийся кадровый спрос.
Острый дефицит кадров на рынке труда, и, самое главное, дефицит инженеров, настоятельно требует регулирования платного приема в университеты. Здесь сегодня доминируют экономика, управление и право. Платный прием тоже необходимо нацелить на задачи государства. Валерий Фальков попросил Владимира Путина дать поручение Правительству проработать возможность наделения Министерства науки и высшего образования полномочиями по согласованию планов платного приема университетов независимо от ведомственной принадлежности.
В том числе, размер платы за обучение на контрактной основе должен быть не ниже реальных затрат на обучение. Механизм льготного образовательного кредита по ставке 3% должен быть доступен только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. Это предложение поддержал Президент России.
«Такое решение должно быть, безусловно, принято», – сказал глава государства.
Отметим, по словам Министра, сегодня более трети кредитов выдается на платное обучение экономистов и юристов, что не соответствует запросу на кадры.
Требует серьезной трансформации и система дополнительного профессионального образования в университетах. В условиях сегодняшнего рынка труда, дефицита трудовых ресурсов вузы должны сделать гораздо больший акцент на коротких программах обучения, переобучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Источник: офсайт Минобрнауки РФ.