ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел по связям с общественностью
Мастер-классы по проблемно-ориентированному обучению

Мастер-классы по проблемно-ориентированному обучению

21.06.2013 16:24

21 июня 2013 года в АлтГТУ стартуют курсы по проблемно-ориентированному обучению студентов, которые проводятся преподавателями кафедры СиТ в рамках проекта TEMPUS «Tourism Lifelong Learning network».

4−9 марта 2013 года преподаватели кафедры «Сервис и туризм» Ирина Белая, Светлана Гокк и Наталья Битер приняли участие в учебных семинарах в рамках проекта TEMPUS «Tourism Lifelong Learning network» в Ольборгском университете (г. Ольбург, Дания).

Основная тема семинара, который проходил в марте в Ольборском университете, – проблемно-ориентированное обучение в сфере туризма. Преподаватели исследовательской лаборатории Henrik Halkier, Bodil Stilling, Diana Stentoft, Karina M. Smed представили концепцию модели The Aalborg Problem Based Learning (PBL), являющуюся брендом учебной и научно-исследовательской деятельности  Ольборгского Университета.

Суть проблемно-ориентированного обучения заключается в том, что студент является частью команды по решению проблемы, в которую кроме студента входят преподаватель, тьютор и работодатель. Команды могут быть организованы как с привлечением психологов и специалистов, так и по личному желанию студентов. Целесообразным является междисциплинарный характер ролей для каждого студента.

Сначала преподаватель, специально закрепленный за группой, так называемый фасилитатор (facilitator), формулирует проблему, необходимую для решения, затем подготовленная группа распределяет роли внутри команды, а тьютор координирует деятельность группы. Роли распределяются таким образом, чтобы студенты самостоятельно, без «подсказок» преподавателя пришли к решению, тьютор, являясь посредником между группой и работодателем, стимулирует студентов к получению ответов от специалистов, к которым эта проблема имеет отношение, непосредственно на производстве. Кроме того, задача тьютора заключается в создании условий для творческой атмосферы, в которой студент сам проявит лучшие качества, в том числе и профессиональные.

Основным принципом проблемно-ориентированного обучения является поиск ответов на вопросы: В чем проблема? С чего нужно начать для решения проблемы? Какие методы для решения проблемы и почему необходимо использовать? Все вопросы ориентированы на организацию работы команды, на концентрацию внимания на острых моментах, на рефлексию, на осмысление полученных результатов. Поиск ответов на вопросы объективно обнаруживает недостаток знаний для решения поставленной проблемы и требует обращения к разнообразным источникам информации. Таким образом, студент является не только исполнителем, но и координатором и конструктором собственного процесса обучения.

Такой подход к обучению становится эффективным способом подготовки выпускников к научно-исследовательской деятельности, повышения самооценки, мотивации к активной преобразовательной деятельности, а также эффективным методом формирования уникальных компетенций выпускников образовательных программ только тогда, когда преподаватель даст студентам шанс быть самостоятельными с осознанием ответственности за принятое решение.

Несмотря на имеющиеся различия в образовательных системах  российской и многих зарубежных, в частности, датской, становится очевидной необходимость апробации отдельных положений представленной концепции. Например, имеется возможность в рамках дисциплин «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в туристской индустрии», «Инновации в СКСиТ» организовать проблемно-ориентированное обучение в виде кейсов, или решения проблемных ситуаций, существующих реально или описанных в профессиональной печати.

Важными аспектами, которым также было уделено внимание в рамках семинарских занятий, стали: организация непрерывного обучения в сфере туризма, роль университетов в управлении туризмом, инновационные подходы к преодолению сезонности в туристской деятельности. Эти вопросы рассматривались в докладе профессора Университета Хенрика Халкиера. Представляя один из вариантов решения проблемы сезонности в туристской сфере, для участников семинара была организована экскурсия в Nordjylland (Северную Данию) в г. Скаген. Концепцией развития туризма в этой части страны является всесезонность и круглогодичность. Иллюстрацией действующей концепции стал проект «Скаген-365», основой которого является то или иное событие месяца,  например, праздник меда в августе.

В целом, очередная встреча в рамках проекта «Темпус» стала такой же полезной и познавательной, как и предыдущие. На очереди – внедрение образовательных инноваций в образовательный процесс АлтГТУ, смысл которых в переходе от преподавания к обучению и от содержания обучения к деятельности. Такие мастер-классы стартовали в вузе 21 июня. Преподаватели кафедры сервиса и туризма АлтГТУ приглашают получить новый опыт подачи знаний студентам.

В октябре 2012 года в АлтГТУ началась реализация проекта  международной программы Европейской Комиссии ТЕМПУС, в рамках которой проходят мастер-классы. Проект реализуется международным консорциумом университетов во главе с Ольборгским университетом (Дания). Российскими партнерами АлтГТУ являются ТПУ, КемГУ, Текстильная Академия Иваново. Партнерами АлтГТУ со стороны Европейского Союза являются Ольборгский университет (Дания), Венский университет прикладных наук (Австрия), Международная ассоциация образования в сфере отдыха и туризма (Нидерланды), Университет Умеа (Швеция), Эдинбургский университет Напиер (Великобритания).