22 мая в Алтайском государственном техническом университете прошла конференция по воспитательной работе с участием заместителей деканов факультетов и институтов, кураторов учебных групп, представителей студенческих объединений вузов России и Казахстана.
Организатором мероприятия традиционно выступило управление по внеучебной работе технического вуза. Основной целью конференции стало подведение итогов воспитательной работы университетов и обмен опытом.
Прежде чем участники приступили к работе, проректор по учебной деятельности АлтГТУ Яков Лаврентьевич Овчинников поприветствовал всех и пожелал собравшимся продуктивной работы. Яков Лаврентьевич напомнил о том, что новый закон об образовании изменил законодательное поле в сфере студенческого самоуправления. В законе появилось соответствующее определение, прописаны механизмы, определен статус и полномочия организаций самоуправления, но в то же время, к большей свободе действий добавляется и огромнейшая ответственность.
Сегодня очень часто поднимаются вопросы, а должна ли высшая школа помимо образовательной деятельности заниматься воспитанием, как бороться с двоечниками, как обеспечить дисциплину на занятиях, что делать с инфантильными студентами и т.п. Очень важно понимать, что культура поведения является важным показателем образованности и интеллигентности в целом, то есть вуз должен прививать некие культурные традиции, обучать правилам. Например, сегодня вузы ведут активную общественную деятельность, создают студенческие организации, приобщают молодежь к социальным проектам, вовлекают в добровольчество. Поэтому в вузах наблюдается большая активность кураторских групп, в основную задачу которых входит, в том числе, воспитательная функция.
Владимир Юрьевич Инговатов, д.ф.н., доцент, заведующий Кафедрой философии и социологии, отметил, что, прежде всего, воспитание должно начинаться с самого себя.
Елена Витальевна Астахова, куратор группы «Программная инженерия» поделилась личным опытом взаимодействия со студенческими группами и добавила, что все кураторы в текущем учебном году работали заинтересованно и креативно, и проиллюстрировала это фото- и видеоматериалами.
Иван Огнев, рассказал о том, как организована внеучебная деятельность в АлтГТУ. «Среди приоритетов воспитания студентов Алтайского государственного технического университета особенно важными являются приоритеты воспитания патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и духовностью, – подчеркнул Иван Владимирович. – В вузе действует программа по воспитательной работе, которая ориентирована на формирование гражданских идеалов и ценностей, воспитание ответственного и творческого отношения к учебному и профессиональному труду, интереса к будущей профессии, развитие духовно-нравственной и эстетической культуры, создание условий для саморазвития и самоутверждения в различных видах деятельности». По словам Ивана Владимировича, очень важно, чтобы студенты становились в позицию активных субъектов создания культурно-образовательного пространства вуза и принимали непосредственное участие в организации и проведении всех досуговых мероприятий. Докладчик также подробно доложил обо всех уровнях работы студенческого актива вуза.
Продолжился разговор на площадках конференции: «Современный социокультурный и исторический контекст и специфика воспитательных задач, стоящих перед российскими вузами», «Актуальные проблемы и научный опыт отечественной и зарубежной педагогики» и «Деятельность куратора академической группы и ее значение: опыт, проблемы, перспективы».
О различных аспектах воспитательной работы собравшихся проинформировали около 30 докладчиков. О развитии студенческого самоуправления рассказали представители вузов АлтГТУ, АлтГПУ, Инновационного Евразийского университета (г. Павлодар), Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д.Серикбаева (г. Усть-Каменогорск), Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и Калужского государственного университета.
По итогам конференции на основе заслушанных докладов и представленных презентаций принято решение издать сборник. А подобные встречи, учитывая их пользу для дальнейшего развития воспитательной работы в вузах, планируется проводить ежегодно.