ruenmonch
AAAТема белого цветаТема черного цвета
Логотип АлтГТУАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Отдел внеучебной работы
О молодежной политике

О молодежной политике

15.12.2020 08:26

Огнев Иван Владимирович, председатель Общественного совета при Управлении молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края, начальник управления внеучебной работы АлтГТУ.

11 ноября 2020 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации». В настоящее время идет активное обсуждение первой редакции закона, собраны предложения по поправкам.

 Как ранее осуществлялось законодательное регулирование молодежной сферы?

 Для начала важно разобраться, что включает в себя термин «молодежь». Если коротко, то молодежь – это особая возрастная группа в обществе, которая имеет большое влияние на развитие остальных возрастных групп, а также на все сферы жизни общества (экономическую, социальную и др.).

На сегодняшний день, законодательство о молодежи не выделено в отдельную отрасль права, но в него входят нормы конституционного, гражданского, трудового, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Права молодежи находят отражение в нормативных актах, регулирующих сферу образования, культуры, здравоохранения, определяющие воинскую обязанность.

Для того, чтобы понять какой накоплен опыт в нашей стране, можно заглянуть в советскую эпоху. Молодежь после революций начала ХХ века оформилась в определенную движущую силу. Государство решило систематизировать работу с молодежью и добавить идеологию, фактически политизировав молодежные движения СССР. С одной стороны, это давало положительный эффект, например, давая целеполагание, укрепляло любовь к Родине, но, с другой стороны, ограничивало активность молодежи, сужая рамки возможного развития.

Развитие шло и в какой-то момент пришли к выводу о необходимости принятия отдельного закона. В 1967 году была создана специальная Комиссия по подготовке «Закона СССР о молодежи». Сменились целые поколения молодежных лидеров, прежде чем, 16 апреля 1991 года Верховным Советом СССР был принят Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который по известным причинам уже в декабре того же года утратил свою силу. Фактически юридическое достижение советской молодежи не просуществовало и года, несмотря на то, что шли к нему шаг за шагом десятилетиями.

В новой России с 1991 года формировалась новая реальность, появлялись законы ряда субъектов страны, но проекта федерального закона не было вплоть до 1999 года.

Но и здесь неувязка вышла. На принятый в 1999 году Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» Президент Б.Н. Ельцин наложил вето, которое депутаты Госдумы РФ не смогли преодолеть.

Таким образом, анализируя исторические предпосылки принятия закона, можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что такой закон очень нужен – в различные времена и даже различные эпохи – законодателю никак не удавалось одержать победу, если так можно выразиться.

Казалось бы, даже короткий исторический очерк должен нам дать понять, что дело принятия федерального закона заведомо проигрышное и у всех должны бы опуститься руки. Но, к счастью, так не произошло. Федеральное агентство по делам молодежи под руководством Бугаева А.В., руководство Федерального Собрания РФ, опираясь на молодежные движения – последовательно движутся единым фронтом в направлении принятия нового Закона.

 Почему, на Ваш взгляд, закон нужен сегодня и в чем его актуальность?

 Законопроект, на мой взгляд, не является всеобъемлющим, но он определяет вектор, направление развития. Закон создает единое правовое поле в сфере молодежной политики, которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Цель — активное привлечение молодежи к решению значимых для нее вопросов. Если при помощи данного закона нам удастся создать почву для того, чтобы молодежь имела возможность сама влиять на решение значимых вопросов, касающихся молодых людей – это будет настоящая победа.

Для иллюстрации актуальности приведу несколько примеров.

Законопроект предполагает повышение возраста молодежи до 35 лет. Это означает, что численность молодежи в Российской Федерации увеличится на 12,7 млн. человек и достигнет 41 млн. Для чего это нужно? В практическом плане это будет означать, что значительно больше граждан России смогут воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными, например, Росмолодежью в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов.

Идет ли инициатива от самой молодежи? Есть ли запрос на повышение возраста? Да. Работаю в рамках Общероссийской общественной организации «Союз Машиностроителей России» и отмечу, что мы неоднократно на различных форумах обсуждали вопрос повышения возраста молодежи. На предприятиях машиностроительной отрасли негласно повсеместно возраст молодого специалиста увеличен. На многих предприятиях он даже выше 35 лет. И это работает.

Ещё пример. Закон повлияет на вполне реальные сферы жизни молодых людей, например, в него заложены такие направления, как поддержка талантливой молодежи, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие в трудоустройстве молодежи, поддержка развития молодежного предпринимательства. Молодежь сегодня нужна экономике нашей страны, и обеспечив гарантии в сфере труда, поддержав предпринимательскую жилку молодых ребят, мы заложим, в известном смысле, фундамент для экономического развития и роста в нашей стране.

Еще одно. Законопроект поможет молодежным организациям и объединениям легче и эффективнее взаимодействовать с государственными учреждениями по вопросам молодежной политики. Это положительный аспект ведь свежий взгляд на проблемы, где-то даже здоровая критика позволят власти выбрать правильный вектор развития молодежной политики, не потерять драгоценное время, которое является важным ресурсом в современном мире!

 В завершение хотелось бы отметить тот факт, что закон принимается гибко и любой желающий мог направить свои предложения в части совершенствования проекта закона. В частности нам также удалось это сделать. Это позволяет говорить о том, что закон принимается без лишней спешки, с учетом мнений и предложений самой молодежи, специалистов, работающих в сфере молодежной политики – а это, согласитесь, уже залог успеха!