23 мая в УПЦ «Крона» прошла II-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе».
Начало XXI века ознаменовалось новыми серьезными вызовами, как в общем глобальном контексте, так и в культурно-историческом опыте страны, существовании ее отдельных регионов. Дальнейшее движение по пути технократизации и информатизации социальной жизни, экономические, политические, межнациональные и межрелигиозные проблемы не снимают с повестки дня остро стоящий вопрос о сохранении и развитии подлинной человеческой сущности, об основах развития личности. Сегодня как никогда важно решать проблему экологии человеческого бытия, его основ. Сохранить и спасти нужно не только природу, но и самого человека. Данная установка стала лейтмотивом большинства представленных на конференции исследований.
Участники конференции отдают себе отчет в том, что в сложившихся условиях именно на вузы России, где сконцентрирован наибольший контингент учащейся молодежи, ложится большая ответственность в деле воспитания молодого поколения, в формировании жизненно значимых установок нашей будущей смены.
Вуз сегодня вынужден решать целый ряд проблем, которые ранее не были распространены в таких масштабах в среде высшего образования: недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, интеллектуальная, психическая и физическая неготовность многих студентов к освоению учебной программы. Низкий уровень мотивации. Недостаточный уровень «социабельности», коммуникативных навыков поступающих, сомнительный моральный настрой.
Наиболее острой является проблема социализации и адаптации начинающих студентов в вузе, в новой для них среде, где главная задача – формирование мировоззренчески зрелой, профессионально компетентной, релевантной окружающему миру личности, готовой к достойной жизни и самореализации в обществе. Работа в данном направлении, безусловно, ведется, накоплен большой опыт, но непростые социальные обстоятельства требуют еще больших усилий и определенных акцентов. Анализ теоретического и практического опыта воспитательной работы, нашедший отражение в научно-исследовательском материале конференции, позволяет наметить ряд приоритетных направлений совместной деятельности всех структурных подразделений вуза в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Стратегии инновационного развития страны настоятельно требуют налаживания системы профессионально ориентированного общения педагогов, наставников, специалистов-практиков со студентами не только в рамках традиционно организуемой учебно–производственной практики, но и в самом процессе преподавания профильных дисциплин. Повысить заинтересованность в учебе помогут отлаженные связи с профессионалами производства, постоянные контакты с выпускниками, успешно работающими по специальности.
Инженерам и специалистам нового поколения предстоит решать задачи разного рода в современном информационном обществе. Престиж научной информации необходимо адекватно оценивать, будучи еще студентом университета. В сегодняшнем мире наукоемких технологий, колоссальной динамики в сфере массовой информатизации общества ценность научных знаний беспрецедентна. Современный университет должен стать полем научного студенческого общения, необходимо привлекать студентов к перспективным научно-исследовательским программам, активному участию в проектах. Положительная динамика учебных показателей и уровня мотивации от повышения научной активности легко прогнозируемы.
Актуальным вопросом сегодня является поиск новых форм организации молодежи, задача направить положительную созидательную энергию молодых в нужное, социально-значимое русло, повышать уровень социальной, гражданской и моральной ответственности с помощью расширения опыта добровольческих инициатив, волонтерского движения, тьютерства, развивать стройотрядовское и вожатское движения, традиции студенческого самоуправления.
Необходимо эффективнее использовать интегративный опыт современного вуза в воспитании здорового национального чувства. Укреплять традиции международного учебного обмена, систематически проводить совместные с иностранными студентами научные, учебные и творческие мероприятия. Расширять пространство поликультурного общения в вузе, воспитывать уважение к родной культуре, к культурам других народов, тем самым упреждая проявления экстремизма и ксенофобии.
Кураторам, преподавателям, сотрудникам вуза более ответственно относиться к решению воспитательных задач, широко использовать профессиональный опыт признанных научных авторитетов в педагогике, психологии личности и общения, а также самый разнообразный отечественный и зарубежный опыт научно-педагогических и иных научных достижений в сфере воспитания молодого поколения. Своевременно овладевать приемами и методами работы с молодежью. Постоянно расширять знания об особенностях современной молодежи, ее интересах и жизненных ориентирах.
Привлекать студентов к художественному творчеству, к участию в творческих конкурсах, концертах, создавать условия и помогать в организации мероприятий, нацеленных на выявление творческой талантливой молодежи, развивать эстетический вкус в непосредственном общении с профессионалами: художниками, писателями, поэтами, режиссерами и актерами.
Повысить роль внутренних информационных ресурсов в улучшении процесса подготовки специалистов. Для этого необходимо задействовать в учебно-воспитательных целях весь спектр информационно-коммуникативных и технических возможностей современного вуза: от новостных сайтов о жизни вуза, до общевузовских и студенческих печатных изданий. Популяризировать традиции вузовской жизни, знакомить с историей, уникальными фактами и достижениями.
Максимально использовать возможности вуза, образовательно-воспитательного процесса (особенно предметное поле гуманитарных и социальных дисциплин) для решения задач патриотического воспитания молодого поколения. Любовь к Родине, Отчизне, своему народу и стране начинается с понимания положительного значения незначительных, на первый взгляд, вещей: неравнодушное отношение к порядку в родном селе, городе, вузе; состоянию памятников героям, к историческим датам и событиям. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине возможно только на основе понимания духовных и нравственных ориентиров человека, сознающего себя неотъемлемой частью своего общества и мира в целом, имеющего верное представление об общих гуманистических ценностях.