ruen
Вход на сайт
Задай вопрос
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

13.04.03 Энергетическое машиностроение

Сопроводительная документация

Подготовка магистров по направлению «Энергетическое машиностроение» проводится в рамках двух профилей: «Котлы, камеры сгорания и парогенераторы АЭС» и «Двигатели внутреннего сгорания» по магистерским программам соответственно:

Миссия образовательной программы: подготовка высококлассных специалистов с творческим мышлением для энергомашиностроительной отрасли, промышленных предприятий экономики Алтайского края, России и стран ближнего зарубежья.

Цели образовательной программы:  

  • формированиеличности, способной к самосовершенствованию, профессиональному росту, научно-исследовательской работе, в области энергетического машиностроения;
  • совершенствование профессионализма в рамках производственно-технологической, монтажно-наладочной, сервисно-эксплуатационной и проектно-конструкторской деятельности  и приобретение знаний об инновационной, внедренческой, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также овладение общекультурными и профессиональными компетенциями в области энергетического машиностроения;
  • формирование способностей к педагогической работе в рамках высшего профессионального образования и научно-исследовательской деятельности в области энергетического машиностроения.

Трудоемкость: 120 зачетных единиц.

Возможности продолжения образования: магистр, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки «Энергетическое машиностроение», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

  • 01.04.14 – Теплофизика и теоретическая теплотехника;
  • 05.04.02 – Тепловые двигатели;
  • 05.14.04 – Промышленная теплоэнергетика;
  • 05.14.08 – Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии;
  • 05.14.14 – Тепловые электрические станции, их энергетические системы и агрегаты.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника

  1. Область профессиональной деятельности магистров включает: проектирование, конструирование, исследование, монтаж и эксплуатацию энеретичесикх машин, агрегатов, установок и систем их управления, направленных ан создание конкурентоспособной техники, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.
  2. Объектами  профессиональной деятельности являются: машины,  установки,  двигатели  и  аппараты  по  производству, преобразованию и потреблению различных форм энергии, в том числе:
    • паровые и водогрейные котлы и котлы-утилизаторы;
    • парогенераторы;
    • камеры сгорания;
    • паро- и газотурбинные установки и двигатели;
    • комбинированные установки;
    • теплообменные аппараты;
    • средства автоматики энергетических установок и комплексов;
    • двигатели внутреннего сгорания;
    • энергетические  установки  на  основе  нетрадиционных  и возобновляемых видов энергии;
    • исполнительные  устройства,  системы  и  устройства  управления работой  энергетических  машин,  установок,  двигателей,  аппаратов  и комплексов с различными формами преобразования энергии;
    • вспомогательное оборудование, обеспечивающее функционирование энергетических объектов;
    • технологии и оборудование для энергетического машиностроения.
  3. Виды профессиональной деятельности:

Проектно-конструкторская деятельность:

  • проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности и определения показателей технического уровня проектируемых изделий;
  • обоснование принятых проектно-технических решений;
  • составление описаний принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов;
  • разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;
  • обеспечение технологичности изделий;
  • проведение расчетов по проектам, технико-экономического и функционально- стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций;
  • разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
  • поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований к уровню качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

Научно-исследовательская деятельность:

  • разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
  • сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
  • выбор методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ результатов;
  • подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
  • разработка физических и математических моделей и на их базе алгоритмов и программ исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
  • управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;

Производственно-технологическая деятельность:

  • разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии;
  • исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению;
  • разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства;
  • выбор систем обеспечения экологической безопасности производства;

Монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:

  • техническая диагностика объектов профессиональной деятельности и оценка его состояния;
  • проведение анализа работы объектов профессиональной деятельности, выявление недостатков и предложение путей и способов их устранения;
  • контроль за соблюдением экологической безопасности объектов профессиональной деятельности;

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;
  • профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • подготовка отзывов и заключений на рационализаторские предложения и изобретения;
  • оценка инновационного потенциала проекта и инновационных рисков коммерциализации проектов;

Педагогическая деятельность:

  • выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях.

Результаты освоения ООП

Выпускник обладает следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;
  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;
  • способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности;
  • способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;
  • способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации;
  • способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий;
  • способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
  • способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки;
  • готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
  • способностью и готовностью использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности;
  • способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности;
  • способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи;
  • способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения;
  • способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
  • способностью и готовностью применять современные методы исследования проводить технические испытания и (или) научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы;
  • способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры);
  • способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;
  • готовностью использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии;
  • готовностью осуществлять анализ различных вариантов, искать и вырабатывать компромиссные решения;
  • способностью использовать методы решения задач оптимизации параметров различных систем;
  • способностью использовать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, методов расчетного анализа объектов профессиональной деятельности;
  • способностью использовать современные технологии проектирования для разработки конкурентоспособных энергетических установок с прогрессивными показателями качества;
  • способностью использовать знания теоретических и экспериментальных методов научных исследований, принципов организации научно-исследовательской деятельности;
  • готовностью использовать современные достижения науки и передовых технологий в научно-исследовательских работах;
  • готовностью на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
  • готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;
  • способностью понимать современные проблемы научно-технического развития сырьевой базы, современные технологии по утилизации отходов в энергомашиностроении, научно-техническую политику в области технологии объектов профессиональной деятельности;
  • способностью оценивать техническое состояние объектов профессиональной деятельности, анализировать и разрабатывать рекомендации по дальнейшей эксплуатации;
  • готовностью эффективно участвовать в программах освоения новой продукции и технологии;
  • готовностью использовать элементы экономического анализа при организации и проведении практической деятельности на предприятии;
  • способностью и готовностью к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки.

Структура программы

Перечень циклов, дисциплин и разделов

Общенаучный цикл (15 ЗЕ)

Базовая часть

Вариативная часть

Дисциплины по выбору

Философские проблемы науки и техники

Планирование, обработка и анализ эксперимента

Моделирование физических процессов и объектов проектирование

Компьютерные технологии в науке и производстве

 

Профессиональный иностранный язык

 

Моделирование физико-химических процессов горения в энергетических установках

Профессиональный цикл (45 ЗЕ)

Базовая часть

Вариативная часть

Дисциплины по выбору

Современные проблемы науки и производства в энергетическом машиностроении

Современные технологии сжигания органических топлив (семинар)

Методы расчета и конструирования паровых и водогрейных котлов

Современные энергетические технологии

 

Специальные главы теории и конструирования ДВС

 

 

Методы защиты биосферы от техногенного воздействия ТЭС

 

 

Методы снижения токсичности отработавших газов ДВС

 

 

Камеры сгорания ГТУ и спецкотлы

 

 

Численные методы механики жидкости и газов

 

 

Внутрикотловые процессы в паровых и водогрейных котлах

 

 

Системы двигателей (специальные главы)

Практики и научно-исследовательская работа (57 ЗЕ)

Итоговая государственная аттестация (3 ЗЕ)

Общая трудоемкость ООП 120 зачетных единиц (ЗЕ); одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

Условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основной фонд учебной литературы библиотеки АлтГТУ располагает учебно-методическими и информационными ресурсами, обеспечивающими проведение всех видов лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, педагогической и научно-исследовательской практик, а также выпускной квалификационной работы, предусмотренных рабочим учебным планом по магистерским программам направления 141100 Энергетическое машиностроение. В библиотеку АлтГТУ по ООП поступает 22 периодических и 7 реферативных журналов, в т.ч. «Энергомашиностроение», «Теплоэнергетика», «Двигатели внутреннего сгорания», «Электрические станции», «Энергетик», «Энергетика за рубежом», «Известия вузов» и др.

Учебно-методические фонды профилирующих кафедр (КиРС и ДВС) в дополнение к библиотечному включают учебники, учебные пособия, справочники, обширную библиотеку проектов котлов ОАО «Сибэнергомаш», ОАО «БиКЗ», каталоги энергетического оборудования, проспекты отечественных и зарубежных фирм, нормативно-техническую документацию, библиотеку программного обеспечения учебного процесса.

Наряду с собственными разработками, в учебном процессе широко используются отраслевые программы.

ЭВМ профилирующих кафедр объединены в локальные сети и подключены к глобальной сети Internet. Студенты имеют возможность через сеть Internet входить в базы данных университета, в том числе в электронную библиотеку.

Кадровое обеспечение

В реализации ООП принимают участие 6 кафедр АлтГТУ.  81% преподавателей имеют ученые степени и звания. Профилирующие кафедры полностью укомплектованы штатными преподавателями. На кафедрах работают 5 д.т.н., профессоров; 16 к.т.н., доцентов и др.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база университета располагает всем спектром необходимого для реализации ООП: учебными и научными лабораториями, библиотеками, спортивными сооружениями, пунктами общественного питания, медицинскими, санитарно-профилактическими учреждениями, необходимой технической базой (оборудованием, стендами, электронно-вычислительной техникой, средствами связи и информации, ремонтно-строительной базой, транспортом и др. средствами для обеспечения учебного процесса).

Профилирующие кафедры располагаются на площади около 2 300 м2, имеют собственные лаборатории, оснащенные стендами с современными приборами и средствами измерений, в том числе и с выходом на ЭВМ. На кафедре КиРС успешно функционирует аккредитованная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии испытательная лаборатория топлива. На кафедре ДВС действует аккредитованная лаборатория энергоаудита и совместная  научная вузовско-академическая лаборатория СО РАН – АлтГТУ. В рамках научно-образовательного центра кафедры обучающиеся участвуют в научно-исследовательской работе.

В соответствии с заключенными долгосрочными договорами в учебном процессе широко используется материально-лабораторная база ОАО «Сибэнергомаш» и ОАО «Кузбассэнерго» (Барнаульские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3): конструкторские отделы, специальные лаборатории, цеха и отделы для проведения практик. Обучающиеся  проходят практику на передовых производственных предприятиях и в научных институтах СО РАН.

Трудоустройство выпускников

Выпускники магистратуры направления «Энергетическое машиностроение» востребованы в конструкторских бюро, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, монтажных и наладочных организациях, на тепловых электрических станциях, в лабораториях энергомашиностроительных заводов, в научно-исследовательских институтах и ВУЗах Сибирского и Уральского Федеральных округов.

Приложение: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 141100 Энергетическое машиностроение (квалификация (степень) «магистр»).